Древние украшения Руси
English Russian
English Russian

Клады древней Руси

Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года
Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года
  • На сегодняшний день известно более 250 древнерусских кладов;
  • Масштабная работа по сохранению и изучению кладов началась в России с 1859 году при Александре II;
  • В коллекции Русского музея находится 10 кладов;
  • Особенность коллекции Русского музея заключается в целостности и сохранности древних украшений.

История древнерусских кладов

Судьба дошедших до нас древних украшений неразрывно связана с кладами IX-XIII веков, насчитывающих на сегодняшний день более 250. Особенно много кладов было зарыто во время монголо-татарского нашествия 1237 года. Найденные украшения того времени носят следы пожаров в виде перегоревшей и выцветшей эмали. Чтобы уберечь свои сокровища от разграбления, зажиточные купцы и бояре закапывали свои богатства в горшках, ставя на топор и накрывая сверху каким-нибудь предметом, например, сковородой.

Первые попытки систематизировать и сохранить предметы старины были предприняты государством еще в XVII веке, но масштабная работа началась c утверждения Императором Александром II в 1859 году в Петербурге Императорской археологической комиссии – первого в России государственного учреждения, проводящего археологические исследования, и участвующего в охране культурного наследия. C тех пор древние драгоценности стали выкупать у нашедших и собирать для передачи в музеи. Однако, в государственные хранилища попадали далеко не все реликвии, так как многое расхищалось или просто переплавлялось на драгоценные металлы.

Клады в собрании Русского музея

Рясны
Рясны. Вторая половина XII века. Киев. Золото, жемчуг; тиснение, перегородчатая эмаль, пайка.

В собрании Русского музея на сегодняшний день числится коллекция из десяти древних кладов, представленная такими украшениями славян, как перстни, наручи, шейные гривны, височные кольца, очелья, колты, бармы, рясны. Отдельные изделия представляют собой настоящие шедевры древнерусского ювелирного дела. Древние мастера изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы, медного сплава, а для инкрустации использовали яшму, жемчуг, гранат, оникс или гелиотроп.

Особенность собрания древних украшений Русского музея состоит в целостности коллекции, поскольку многие древние украшения представлены полным комплектом – парами: колты, височные кольца. Кроме этого, в собрании присутствует инструментарий ювелиров – литейные формочки и матрицы для тиснения украшений, представляющие собой не меньшую ценность и интерес.

Ювелирное искусство древних мастеров

Парные техбусинные височные кольца
Парные техбусинные височные кольца, вторая половина XII - первая треть XIII века. Русь. Золото; тиснение, скань, зернь, пайка.
Парные колты с изображением птиц.
Парные колты с изображением птиц. Лицевая сторона. Первая половина XII века (?). Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, монтировка, пайка.

Ювелиры древности применяли особые техники:

  • скань – тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки;
  • зернь – мелкие металлические, обычно золотые или серебряные шарики;
  • перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась;
  • гравировка – также широко применялась при изготовлении ювелирных изделий и носила изображения сцен из жизни, ритуальных языческих обрядов, мифических и реальных животных и птиц.
Бармы. Ожерелье из бус и медальона.
Бармы. Ожерелье из бус и медальона с изображением процветшего креста. Конец XII - первая треть XIII века. Русь. Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка, золочение, гравировка.

Некоторые из наиболее древних экземпляров имеют явный признак влияния скандинавской культуры. Это говорит либо об их скандинавском происхождении, либо о сильном влиянии на русских мастеров-ювелиров традиций ювелирного искусства Северной Европы.

Выставка в Русском музее

С 16 декабря 2015 года по 16 марта 2016 года в Русском музее прошла выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея». На выставке были представлены более 400 ювелирных изделий, выполненных в разных техниках и стилях, а также, инструментарий древних ювелиров. Несмотря на то, что выставка уже завершилась, каталог выставки, оформленный качественными иллюстрациями, все еще можно приобрести на сайте Русского музея.

Литература:

  1. С.М. Новаковская-Бухман. Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Русский музей представляет: Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Альманах. Вып. 457. СПб: Palace Editions, 2015, ISBN 978-5-93332-525-3
  2. Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин. Под общей ред. Е.Н. Носова. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009, ISBN 978-5-86007-606-8

Видео-лекции по теме: Клады Древней Руси

Рекомендуем прочитать
Ковалёв, Алексей Анатольевич

Интервью: Алексей Ковалёв

О «поиске кладов», использовании металлоискателей, незаконных археологических раскопках, международном законодательстве в области охраны археологического наследия и современных российских законах рассказывает археолог, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалёв, один из авторов закона «О кладоискательстве».

Далее...
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
Соблюдение правила должной добросовестности (дью дилидженс) при проведении арт-сделок подразумевает использование баз данных предметов искусства, находящихся в розыске. Существование изолированных друг от друга баз данных затрудняет работу участников международного арт-рынка, поскольку обязывает их проявлять большую ответственность при проверке провенанса.  Далее...
  • Просмотров: 117
Ковалёв, Алексей Анатольевич – научный сотрудник Института археологии РАН, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – рассказывает о законодательстве РФ в области защиты археологического наследия. В составе рабочей группы Правительства РФ Алексей Анатольевич принимал участие в разработке законопроекта № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».  Далее...
  • Просмотров: 916
Инициатива The Responsible Art Market (RAM), организованная в 2015 году в Женеве, издала «Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма» для участников арт-рынка, ведущих деятельность на арт-рынке Швейцарии и за рубежом. Инструкции предназначены, главным образом, для арт-дилеров, которые попадают под значительный риск стать инструментом для криминальных структур в схемах отмывания денег и финансирования терроризма.  Далее...
  • Просмотров: 518
Лю И – известный художник-аквалерист из Шанхая, член Ассоциации китайских художников и Всемирного Акварельного Общества (IWS). Более двадцати его работ получили престижные награды на мировых выставках. Работы Лю И находятся в собрании музеев, правительств, библиотек, крупных компаний, арт-галерей, а также, частных коллекционеров. Кроме этого, г-н Лю И является автором нескольких книг-пособий по искусству акварели.  Далее...
  • Просмотров: 1070
О возможности создания государственного регулирования российского арт-рынка, защите интересов покупателя и ответственности продавца, рассказывает Василиса Нешатаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, автор книги «Культурные ценности. Цена и право», рекомендумой к прочтению всем интересующимся вопросами современного арт-бизнеса.  Далее...
  • Просмотров: 1497
Ариан Мозер, исполнительный директор “Artive”, рассказывает о том, как обезопасить себя при покупке или продаже антиквариата, реализуя на практике правило дью дилидженс.  Далее...
  • Просмотров: 2378
Джесс Шепард (Jess Shepherd), или Инки Ливс (Inky Leaves) – английский ботанический иллюстратор из Лондона. Джесс изучала ботанику в Университете Плимута, а затем таксономию в Университете Эдинбурга. Является членом Лондонского Линнеевского общества (Linnean Society of London). В феврале 2017 году в галерее Abbott and Holder (Лондон) была организована персональная выставка “Leafscape”, состоящая из крупномасштабных акварелей листьев.  Далее...
  • Просмотров: 4130
Артайв (Artive) – это некоммерческая организация, представляющая электронный архив объектов искусства и антиквариата. Артайв был образован, отделившись от Art Recovery Group, принадлежащей Крису Маринелло (Chris Marinello). Artive - это база данных The Art Claim, переименованная в 2016 году. Являясь центральной базой, Артайв вмещает в себя огромное количество баз данных предметов искусства, антиквариата и культурных ценностей, находящихся в розыске (краденых, незаконно увезенных или уничтоженных). Артайв доступен широкому кругу лиц – как профессионалам, так и любому интересующемуся подобной темой. База данных снабжена новейшей технологией распознавания изображений, а также, содержит более 500 параметров поисковых данных.  Далее...
  • Просмотров: 5831
С 20-го по 31-е января 2017 года в Мадриде будет проходить выставка Русского музея в Российском центре науки и культуры "Шедевры древнерусской иконописи из коллекции Русского музея". Выставка будет проходить в рамках Перекрестного года туризма Россия – Испания. Специально для выставки подготовлена испаская версия мультимедийного фильма «Святой Николай – заступник рода крестьянского», рассказывающего об образе Святого Николая Мирликийского в произведениях ХII–ХIХ столетий из собрания Русского музея.  Далее...
  • Просмотров: 3810