Древние украшения Руси
English Russian
English Russian

История древнерусских кладов

Каталог выставки Клады древней Руси

Судьба дошедших до нас древних украшений неразрывно связана с кладами IX-XIII веков, насчитывающих на сегодняшний день более 250. Особенно много кладов было зарыто во время монголо-татарского нашествия 1237 года. Найденные украшения того времени носят следы пожаров в виде перегоревшей и выцветшей эмали. Чтобы уберечь свои сокровища от разграбления, зажиточные купцы и бояре закапывали свои богатства в горшках, ставя на топор и накрывая сверху каким-нибудь предметом, например, сковородой.

Первые попытки систематезировать и сохранить предметы старины были предприняты государством еще в XVII веке, но масштабная работа началась c утверждения Императором Александром II в 1859 году в Петербурге Императорской археологической комиссии – первого в России государственного учреждения, проводящего археологические исследования, и участвующего в охране культурного наследия. C тех пор древние драгоценности стали выкупать у нашедших и собирать для передачи в музеи. Однако, в государственные хранилища попадали далеко не все реликвии, так как многое расхищалось или просто переплавлялось на драгоценные металлы.

Клады в собрании Русского музея

В собрании Русского музея на сегодняшний день числится коллекция из десяти древних кладов, представленная такими украшениями славян, как перстни, наручи, шейные гривны, височные кольца, очелья, колты, бармы. Отдельные изделия представляют собой настоящие шедевры древнерусского ювелирного дела. Древние мастера изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы, медного сплава, а для инкрустации использовали яшму, жемчуг, гранат, оникс или гелиотроп.

Особенность собрания древних украшений Русского музея состоит в целостности коллекции, поскольку многие древние украшения представлены полным комплектом – парами: колты, височные кольца. Кроме этого, в собрании присутствует инструментарий ювелиров – литейные формочки и матрицы для тиснения украшений, представляющие собой неменьшую ценность и интерес.

Ювелирное искусство древних мастеров

Ювелиры древности применяли особые техники:

  • скань – тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки;
  • зернь – мелкие металлические, обычно золотые или серебряные шарики;
  • перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась;
  • гравировка – также широко применялась при изготовлении ювелирных изделий и носила изображания сцен из жизни, ритуальных языческих обрядов, мифических и реальных животных и птиц.

Некоторые из наиболее древних экземпляров имеют явный признак влияния скандинавской культуры. Это говорит либо об их скандинавском происхождении, либо о сильном влиянии на русских мастеров-ювелиров традиций ювелирного искусства Северной Европы.

Использованная литература:

С.М. Новаковская-Бухман. Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Русский музей представляет: Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Альманах. Вып. 457. СПб: Palace Editions, 2015, ISBN 978-5-93332-525-3

Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин. Под общей ред. Е.Н. Носова. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009, ISBN 978-5-86007-606-8

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
Инициатива «Ответственный арт-рынок», организованная в 2015 году в Женеве, издала «Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма» для участников арт-рынка, ведущих деятельность на арт-рынке Швейцарии и за рубежом. Инструкции предназначены, главным образом, для арт-дилеров, которые попадают под значительный риск стать инструментом для криминальных структур в схемах отмывания денег и финансирования терроризма.  Далее...
  • Просмотров: 249
Лю И – известный художник-аквалерист из Шанхая, член Ассоциации китайских художников и Всемирного Акварельного Общества (IWS). Более двадцати его работ получили престижные награды на мировых выставках. Работы Лю И находятся в собрании музеев, правительств, библиотек, крупных компаний, арт-галерей, а также, частных коллекционеров. Кроме этого, г-н Лю И является автором нескольких книг-пособий по искусству акварели.  Далее...
  • Просмотров: 635
О возможности создания государственного регулирования российского арт-рынка, защите интересов покупателя и ответственности продавца, рассказывает Василиса Нешатаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, автор книги «Культурные ценности. Цена и право», рекомендумой к прочтению всем интересующимся вопросами современного арт-бизнеса.  Далее...
  • Просмотров: 1223
Ариан Мозер, исполнительный директор “Artive”, рассказывает о том, как обезопасить себя при покупке или продаже антиквариата, реализуя на практике правило дью дилидженс.  Далее...
  • Просмотров: 2053
Джесс Шепард (Jess Shepherd), или Инки Ливс (Inky Leaves) – английский ботанический иллюстратор из Лондона. Джесс изучала ботанику в Университете Плимута, а затем таксономию в Университете Эдинбурга. Является членом Лондонского Линнеевского общества (Linnean Society of London). В феврале 2017 году в галерее Abbott and Holder (Лондон) была организована персональная выставка “Leafscape”, состоящая из крупномасштабных акварелей листьев.  Далее...
  • Просмотров: 3788
Артайв (Artive) – это некоммерческая организация, представляющая электронный архив объектов искусства и антиквариата. Артайв был образован, отделившись от Art Recovery Group, принадлежащей Крису Маринелло (Chris Marinello). Artive - это база данных The Art Claim, переименованная в 2016 году. Являясь центральной базой, Артайв вмещает в себя огромное количество баз данных предметов искусства, антиквариата и культурных ценностей, находящихся в розыске (краденых, незаконно увезенных или уничтоженных). Артайв доступен широкому кругу лиц – как профессионалам, так и любому интересующемуся подобной темой. База данных снабжена новейшей технологией распознавания изображений, а также, содержит более 500 параметров поисковых данных.  Далее...
  • Просмотров: 5559
С 20-го по 31-е января 2017 года в Мадриде будет проходить выставка Русского музея в Российском центре науки и культуры "Шедевры древнерусской иконописи из коллекции Русского музея". Выставка будет проходить в рамках Перекрестного года туризма Россия – Испания. Специально для выставки подготовлена испаская версия мультимедийного фильма «Святой Николай – заступник рода крестьянского», рассказывающего об образе Святого Николая Мирликийского в произведениях ХII–ХIХ столетий из собрания Русского музея.  Далее...
  • Просмотров: 3662
На сегодняшний день существует несколько баз данных объектов искусства и коллекционирования, находяхщихся в розыске. Самая известная и полная из них – это Art Loss Register (Реестр утраченных культурных ценностей), созданный Джулианом Рэдклиффом (Julian Radcliffe) в Лондоне в 1990 году. ALR содержит более 350 000 объектов, находящихся в розыске, и проводит ежегодно около 400 000 поисковых операций.  Далее...
  • Просмотров: 5358
Всегда приятно пользоваться красивыми и качественными предметами гардероба известных брендов. Но вдвойне приятнее при этом знать, что стоимость любимой вещи растет день ото дня. Однако, нужно помнить, так происходит не всегда. Чтобы не прогадать с выбором, можно воспользоваться советами профессионала, ведь многие вещи класса «Люкс» могут приносить своему владельцу не только радость от их использования, но и прибыль. Для эффективного инвестирования в «Люкс» существуют простые правила.  Далее...
  • Просмотров: 5081