Базы данных похищенных культурных ценностей и безопасность на арт-рынке
English Russian
English Russian

Базы данных похищенных культурных ценностей и безопасность на арт-рынке


  • Картина Ивана Айвазовского «Море», украденная из Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» в Московской области в 1976, была снята с аукциона в 2017 году;
  • The Art Loss Register и база данных Интерпола являются основными базами данных, которые в настоящее время используют на международном арт-рынке;
  • Картина «Море» была внесена в первый том «Черного каталога» (2006 год), открытого для общего пользования на бесплатной основе в формате PDF на русском языке;
  • Cуществование изолированных друг от друга баз данных затрудняет работу участников международного арт-рынка.
Картина в экспозиции Музея-заповедника «Дмитровский Кремль», 1968 год
Картина Ивана Айвазовского «Море» в экспозиции Музея-заповедника «Дмитровский Кремль», 1968 год

По сообщению МВД РФ, 22 сентября 2017 года с торгов аукционного дома Koller (Цюрих, Швейцария) была снята картина Ивана Айвазовского «Море» (1845 г.). Картина «Море», вместе с другими произведениями искусства, была украдена в 1976 году из Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» в Московской области. Как заявила официальный представитель МВД России, картина была обнаружена в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, и снята с торгов в ходе взаимодействия по каналам Интерпола со швейцарскими партнерами.

Соблюдение принципа должной добросовестности предполагает использование баз данных культурных ценностей, находящихся в розыске, а также, внимательная проверка провенанса.

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (Ariane Moser), исполнительный директор, Artive (изображение предоставлено The Art Partners)

Holistic Auction: Что можно сделать для того, чтобы предвидеть появление в продаже сомнительных произведений искусства и обнаружить их на более ранней стадии?

Ариан Мозер (Ariane Moser), исполнительный директор, Artive: В ответе на Ваши вопросы мы бы хотели принять во внимание, что базы данных похищенных культурных ценностей доступны для использования аукционными домами в качестве необходимого ресурса для соблюдения мер должной добросовестности (дью дилидженс) перед каждой сделкой купли или продажи. Чтобы предотвратить выставление на продажу сомнительного объекта, особенно важно использовать такие ресурсы в качестве поискового инструмента, чтобы защитить аукционный дом и потенциального покупателя от приобретения произведения искусства, которое может представлять риск, либо, потенциально, находиться в розыске.

Artive функционирует, чтобы обеспечить международный арт-рынок и секторы культурного наследия более полным сервисом по соблюдению дью дилидженс. Мы предоставляем ряд ключевых сервисов, сформированных с целью защиты мирового культурного наследия.

Артайв (Artive) – это некоммерческая организация, проводящая поиск объектов по собственной базе данных, а также, различным специализированным базам данным (включая национальные и международные базы данных, принадлежащие правоохранительным органам).

С октября 2006 года в России Росохранкультурой начал издаваться «Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», известный среди коллекционеров как «Чёрный каталог». В первый же том этого каталога, благодаря сотрудникам Музея-заповедника «Дмитровский кремль», попала украденная картина Айвазовского «Море». В каталоге её можно увидеть на 84-ой странице, под номером 434. Всего, до 2010 года, вышло шесть томов Каталога. Все тома «Черного каталога» до 2018 года были открыты для общего пользования на бесплатной основе. Каталог представляет собой файл в формате PDF на русском языке.

Картина «Море» в базе данных Art Net
Картина «Море», продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 21 апреля 2005 года. Источник: Artnet
Каталог «Неизвестный Айвазовский»
Каталог «Неизвестный Айвазовский», Дж. Каффьеро, И. Самарин, изданный в России в 2016 году

Картина Айвазовского «Море» появилась на международном арт-рынке через 30 лет после пропажи из Музея-заповедника «Дмитровский Кремль». По доступным открытым данным первый раз она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 21 апреля 2005 года (лот No. 7) под названием «Вид на Ревель, Эстония» (Источник: ArtNet, Sotheby’s).

Вторично она была продана 22 сентября 2006 года на торгах швейцарского аукционного дома Koller в Цюрихе (лот №3109 по каталогу Koller). Эти события произошли еще до выхода первого тома «Чёрного каталога». 22 сентября 2017 года эта картина была обнаружена и снята с торгов аукционного дома Koller, где она была одним из главных лотов с эстимейтом 500 – 700 тыс. швейцарских франков. В провенансе картины аукциона 22 сентября 2017 года указано ее упоминание в каталоге «Неизвестный Айвазовский» (Дж. Каффьеро, И. Самарин, 2016 г.). Джанни Каффьеро и Иван Самарин – признанные западные эксперты творчества Ивана Айвазовского. В каталоге картина фигурирует под названием «Вид Ревеля с моря» (номер CS-1845-004, стр. 311) со ссылкой на происхождение – торги Sotheby’s, Нью-Йорк 21 апреля 2005 года (лот No. 7).

Holistic Auction: Как бы Вы оценили работу баз данных пропавших культурных ценностей в случаях с объектами, находящимися в розыске?

Сирил Коллер (Cyril Koller), Koller Auktionen: Существует довольно эффективная система обнаружения похищенных произведений искусства – Реестр утраченных культурных ценностей The Art Loss Register. Аукционный дом Koller, как и большинство аукционных домов, которые хотят предотвратить продажу краденых или пропавших объектов, проверяет все каталоги в этом реестре. Однако, для того, чтобы любая база данных была эффективной, в ней должна быть собрана полная и актуальная информация. По нашему мнению, музеи, галереи и коллекционеры должны проявлять добросовестность, и сообщать о краже произведений искусства, чтобы такие организации, как The Art Loss Register и Интерпол, могли передавать эту информацию в случае необходимости.

Можно предположить, что при изучении провенанса картины Айвазовского «Море», информация из «Черного каталога» намеренно или не намеренно была проигнорирована, несмотря на то, что на него ссылается МВД РФ как источник информации для проверки объекта на статус «находящегося в розыске».

База данных The Art Loss Register является самой большой базой данных, включающей 350 тысяч объектов (по состоянию на 2013 год). Это основная база данных, используемая на международном арт-рынке вместе с базой данных Интерпола, насчитывающей 49 тысяч объектов (по состоянию на сентябрь 2016 год). Важно отметить, что пользователи базы данных Интерпола должны «интерпретировать результаты базы данных с осторожностью, поскольку объект может оказаться краденым, даже если он не появляется при поиске в базе данных.» (Источник: официальный сайт Интерпола)

«В базу данных Интерпола попадают не все пропавшие объекты, а только те, которые были официально заявлены государствами-членами организации. Объект может быть похищен, но не включен в базу данных по следующим причинам:

  • Объект еще не был заявлен в полицию как украденный;
  • Заявление о краже объекта еще не поступило в Интерпол по официальным каналам связи;
  • Объект еще не занесен в базу данных;
  • Поиск объекта пока ведется только на национальном уровне;
  • Объект добыт в результате грабительских археологических раскопок и не известен полиции.»

(Источник: официальный сайт Интерпола)

Несмотря на то, что картина была похищена из музея более 40 лет назад, она не была включена в базу данных Интерпола, что, предположительно, свело ее поиски на национальный уровень.

Holistic Auction: Как много из пропавших в России культурных ценностей попадает в международный розыск? Каким образом МВД сотрудничает с музейным сообществом и НЦБ Интерпола по пропавшим культурным ценностям? Как участники арт-рынка в России могут проверить объект на статус находящегося в розыске?

МВД РФ: В процессе расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, взаимодействующие органы могут получить через НЦБ Интерпола информацию о культурных ценностях, находящихся в международном розыске и культурных ценностях, выставляемых на зарубежные аукционы, если имеются сведения о том, что они похищены и незаконно вывезены с территории Российской Федерации.

При наличии достоверной информации о предполагаемой продаже за рубежом предмета, похищенного на территории Российской Федерации, взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола запрос о снятии с торгов похищенного предмета.

При установлении факта хищения культурной ценности на территории Российской Федерации, в адрес НЦБ Интерпола МВД России территориальными подразделениями направляется запрос о постановке похищенного объекта в базу данных похищенных произведений искусства Генерального Секретариата Интерпола. Данность пропажи объекта не влияет на его наличие в базе данных Интерпола.

НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с музейным сообществом по вопросам обеспечения безопасности в сфере защиты культурного наследия.

Примером плодотворного сотрудничества является проведенная работа НЦБ Интерпола МВД России и представительства Федерального ведомства уголовной полиции Германии (БКА) по сопровождению уголовного дела, возбужденного в 2014 г. в отношении международной преступной группы, специализирующейся на подделке произведений русских художников - авангардистов и их дальнейшей продаже на территории стран Европы и США.

Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске, 2006 г.
Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске, 2006 г.

В этой связи совместно с экспертами Государственной Третьяковской галереи проведена работа по установлению провенанса произведений А. Явленского, серии картин Н. Гончаровой «Espagnole», а также полотна К. Малевича «В саду». Одновременно в целях проведения визуального исследования в Государственную Третьяковскую галерею направлено более 1200 фотоизображений картин, обнаруженных и изъятых немецкими правоохранительными органами.

На основании имеющихся фотоизображений эксперты Государственной Третьяковской галереи предположили, что изъятые полотна имеют признаки подделки.

В рамках расследуемого дела представители МВД России приняли участие в следственных действиях, в результате при координации представителя НЦБ Интерпола МВД России экспертами Государственной Третьяковской галереи было проведено художественно-технологическое исследование более 90 полотен, в ходе которого установлено, что все исследуемые картины являются высококачественными подделками.

НЦБ Интерпола МВД России совместно с Министерством Культуры Российской Федерации отлажен механизм информирования зарубежных стран, где проходят аукционные торги, на которых выставляются похищенные в России произведения искусства.

Информация об объектах находящихся в розыске, содержится в общедоступном «Каталоге предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске».

Соблюдение правила должной добросовестности (дью дилидженс) при проведении арт-сделок подразумевает использование баз данных предметов искусства, находящихся в розыске. Очевидно, что существование изолированных друг от друга баз данных затрудняет работу участников международного арт-рынка, поскольку обязывает их проявлять большую ответственность при проверке провенанса.


Рекомендуем прочитать

Интервью: Василиса Нешатаева

О возможности создания государственного регулирования российского арт-рынка, защите интересов покупателя и ответственности продавца, рассказывает Василиса Нешатаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, автор книги «Культурные ценности. Цена и право».

Далее...
Все публикации
1 июля 2020 года женевский аукционный дом Piguet в рамках своих летних торгов выставит работы европейских художников 17-20 вв. Среди продаваемых лотов скульптура Лаланна, игривая жанровая сцена Тосканы 18 века кисти Рафаэлло Сорби (1844-1931), две работы швейцарской авангардистки Элис Байи (1872-1938), «Девушка с зонтиком на террасе» импрессиониста Анри Лебаска (1865-1937), этюд к известной картине «Мухаррам десятый» итальянского ориенталиста Фаусто Зонаро (1854-1929), а также совершенно новое открытие парных работ Пьера-Луи де Ла Рива (1753-1817).  Далее...
  • Просмотров: 9487
В период с 19 июня по 29 июня 2020 женевский аукционный дом Piguet проведет онлайн ауцион, и в период с 30 июня по 2 июля традиционный аукцион в зале, в котором также возможно дистанционное участие. На предстоящие торги Piguet выставит большой ассортимент редких изделий высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, Boucheron, Cartier, швейцарские часы, а также кожаные сумки ведущих дизайнеров.  Далее...
  • Просмотров: 9366
На предстоящие летние торги Schuler Auktionen выставит несколько редких работ европейских художников разного периода. Среди топовых лотов картины Адриана Хендриксза Вербума, Ойгена Брахта, Мориса Утрилло, Яна Цибиса, Мартина Дизлера. Кроме этого, будет представлена большая коллекция работ европейских школ XVII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 6120
Предстоящий аукцион Schuler Auktionen ознаменован появлением редкой ранней работы известной авангардистки Натальи Гончаровой, а также ее проектом иллюстрации для стихотворения из первой книги поэта Сергея Боброва, изданной в 1913 году тиражом всего 500 экземпляров. На торгах будут, кроме этого, представлены предметы декоративно-прикладного искусства, включая Фаберже, и серия икон XVIII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 6634
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen проведет весенние торги и представит работы европейских художников XV-XIX вв. Среди продаваемых лотов – большая серия работ с сильным провенансом, посвященная библейским сюжетам, пейзажная живопись и редкие натюрморты.  Далее...
  • Просмотров: 12131
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen представит русский фарфор и редкие иконы XVIII-XIX вв. Отдельным важным лотом станет зимний пейзаж в серо-перламутровых тонах Исаака Левитана.  Далее...
  • Просмотров: 9645
5 марта 2020 года ведущий в Финляндии аукционный дом Hagelstam & Co. проведет свои традиционные весенние торги классического искусства, на которых выставит работы русских живописцев XIX-XX вв., большую коллекцию фарфора с провенансом – завод Попова периода XIX в., ЛФЗ 1920-30 гг., Гарднера, редкие эмали клуазоне и икону в киоте Вход Господень в Иерусалим XIX в. Всего на аукционе будет около 290 лотов – редкие работы финских художников «Золотого века», бронза, мебель, книги, из которых русское искусство будет представлено 85 лотами.  Далее...
  • Просмотров: 9348
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит большую коллекцию редких работ голландских мастеров XVII-XIX вв. Среди главных лотов будет важный автопортрет «За чтением» кисти Михаэля Свертса (1618–1664) из частной коллекции в Базеле, «Зимний пейзаж с развлечениями на льду около руин Виллер-ла-Виль» кисти Фредерика Маринуса Круземана (1816–1882), являющийся первым изображением руин монастыря в исполнении художника, «Вид на улицу из церкви Святого Северина, Кельн» кисти голландского архитектурного живописца и изобретателя уличного освещения в Амстердаме Яна ван дер Хейдена (1637–1712) и другие редкие работы из частных собраний.  Далее...
  • Просмотров: 5805
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит русские иконы XVII-XX вв.. Всего будет представлено 25 лотов. Среди главных лотов: икона «Вознесение Господне» XVII в., «Седмица» XIX в., подвесная икона Фаберже «Христос Пантократор» (ок. 1910 г.), Владимирская икона Божией Матери, декорированная вышивкой, ок. 1800 г., большая икона «Св. Александр Невский» (ок. 1900), «Праздники» XIX в., Тихвинская икона Божией Матери XVIII в. и другие иконы из частной коллекции в Швейцарии.  Далее...
  • Просмотров: 6658