Инструкции для участников арт-рынка
English Russian
English Russian

Инициатива «Ответственный арт-рынок»: Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма

Инициатива «Ответственный арт-рынок», организованная в 2015 году в Женеве, издала «Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма» для участников арт-рынка, ведущих деятельность на арт-рынке Швейцарии и за рубежом.

Инструкции предназначены, главным образом, для арт-дилеров, которые попадают под значительный риск стать инструментом для криминальных структур в схемах отмывания денег и финансирования терроризма. Хотя инструкции не имеют юридической силы, они составлены с учетом большого опыта организаторов Инициативы. Добровольное исполнение инструкций участниками арт-рынка особенно важно ввиду того, что легальный арт-рынок существует в условиях отсутствия соответствующего международного законодательства.

Основателями Инициативы выступили Аукционный дом Christie's, компания SGS, арт-дилер Seydoux & Associes Fine Art, некоммерческая организация по правам в сфере арт-рынка Art Law Foundation Geneva (FDA), организация Port Francs, Университет Женевы (Факультет права, проф. Урсула Кассани), государственный прокурор кантона Женевы Жан-Бернар Шмид (Jean-Bernard Schmid).

Идентификация подозрительной деятельности в качестве предусмотрительной меры при проведении сделки позволяет предотвратить неосмотрительность, что, также, включает намеренное игнорирование криминальной ситуации. Эта добровольная мера безопасности стимулирует саморегулирование арт-рынка, а также, обеспечивает защиту от криминальных клиентов.

Источник: Официальный сайт Инициативы «Ответственный арт-рынок», JDSUPRA

Перевод произведен Holistic Auction и размещен с разрешения The Responsible Art Market Initiative.

Все права на оригинальный текст принадлежат The Responsible Art Market Initiative.

Данный перевод предоставлен исключительно в информационных целях.


Участники арт-рынка должны исполненять меры по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств, соответствующие юридическим нормам, и имеющие непосредственное отношение к предпринимаемому роду деятельности, а также, рискам, связанным с клиентами, и имеющимися в распоряжении произведениями искусства.

Настоящие инструкции направлены на достижение следующих задач:

  • Повысить бдительность на арт-рынке в отношении угрозы и рисков, связанных с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма;
  • Обеспечить общее руководство и понимание мер, направленных на борьбу с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, включая характеристику клиента, произведения искусства, и соблюдение принципа должной добросовестности (дью дилидженс);
  • Настоящие инструкции должны помочь участникам арт-рынка:
    • Реализовать меры, предотвращающие отмывание денежных средств и финансирование терроризма, соотносящиеся с масштабом и родом деятельности;
    • Выявить индикаторы подозрительной деятельности из списка «Стоп-сигнал» (“Red flags”), и предпринять соответствующее ответное действие.

Обобщая вышесказанное, данные Инструкции нацелены на облегчение процесса сделки с произведениями искусства (нежели создание помех), путем поддержки исполнения практики должной добросовестности (дью дилидженс) всеми участниками арт-рынка.

В данных Инструкциях используется термин «Отмывание денежных средств», ссылаясь на меры, нацеленные на предотвращение действий по отмыванию денежных средств и финансирование терроризма.

Данные Инструкции предназначены для всех, кто осуществляет деятельность на арт-рынке («Участники рынка»), в особенности, занимающимся сделками по продаже произведений искусства, включая, но не ограничиваясь:

  • Дилерам
  • Галереям
  • Аукционным домам
  • Арт-консультантам, брокерам и прочим посредникам;
  • специалистам, предоставляющим консультуационные услуги по арт-сделкам.

Участники арт-рынка, оказывающие вспомогательные услуги (включая, но не ограничиваясь: транспортные услуги, экспертиза, реставрация), не имеющие прямое отношение к вышеупомянутой деятельности, могут руководствоваться всеми или некоторыми мерами, как наиболее приемлемыми.

Отмывание денежных средств и финансирование терроризма представляет угрозу для мировой общественности, нарушая благонадежность международной финансовой системы и ее рынков, включая арт-рынок. Таким образом, данный вопрос является приоритетом для (1) ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и (2) Совета Безопасности ООН, которые продолжают проводить работы по привлечению внимания к угрозе отмывания денежных средств и финансирования терроризма, а также, мерам по их предотвращению.

Арт-рынок может играть существенную роль в борьбе с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма при должной осведомленности об этих рисках, методах и техниках, используемых преступными группировками для маскировки происхождения полученных средств или их нелегального перевода и назначения.

(1) ФАТФ – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – межгосударственная организация, основанная в 1989 году. Устанавливает стандарты и содействует распространению эффективного выполнения законодательных, нормативных и оперативных мер для противодействия отмыванию денежных средств, спонсирования терроризма и прочих действий, угрожающих благонадежности международной финансовой системы.

(2) Резолюция 2199 (2015) Совета Безопасности ООН обязывает государства-члены предпринимать действия по предотвращению получения террористическими группировками в Ираке и Сирии средств от торговли нефтью, антиквариатом заложниками, а также, получения пожертвований.

Отмывание денежных средств – это процесс конвертации доходов преступной деятельности в «чистые» деньги, либо активы, не имеющие связь с их преступным происхождением. Например, преступное отмывание краденых объектов, либо доходов от налоговых преступлений, отмывание государственными служащими взяток, откатов, а также, организованные криминальные группировки, отмывающие доходы от наркотраффика и контрабанды. Лица, отмывающие денежные средства, полагаются на анонимность и сокрытие своих следов, а также происхождение своих средств и настоящей цели предпринимаемой деятельности и осуществляемых сделок. Принятие средств, полученных в результате преступной деятельности, может быть причислено к отмыванию денег.

Финансирование терроризма отностится к действиям по предоставлению финансов, либо финансовой поддержке отдельным террористам, либо террористическим группам. Террористам необходимы денежные средства для осущестления преступлений, и они используют техники, схожие со схемами по отмыванию денежных средств, чтобы скрыть средства, их назначение, и конечного получателя. Преступники, желающие избежать подозрения со стороны сотрудников правоохранительных органов, используют техники отмывания денежных средств и финансирования терроризма, чтобы скрыть нелегальное происхождение средств, защитить свои активы и незаконную финансовую деятельность. Отмывание денежных средств и финансирование терроризма, таким образом, способствует коррупции и преступности.

Нижеперечисленные собенности арт-рынка делают его уязвимым для совершения преступлений по отмыванию нелегальных доходов:

  • Объекты высокой стоимости;
  • Международный рынок и связи;
  • Общие посредники и доверенные лица;
  • Общее пользование иностранными/оффшорными структурами и счетами;
  • Культура конфиденциальности. Продавец и покупатель, как правило, не знают друг друга;
  • Покупка произведения искусства, артефакта, либо древности создает возможность легитимизации денежных средств, конвертируя их в актив, стоимость которого со временем растет, и который может быть впоследствии продан.

Участники арт-рынка могут быть неосознанно вовлечены в схемы и техники по отмыванию денежных средств и финансирование терроризма, поэтому, они должны соблюдать бдительность и предпринимать соответствующие меры противодействия.

Если участник арт-рынка принимает участие в сделке, зная, либо подозревая, что средства клиента получены в результате криминальной деятельности, создается возможность правонарушения по отмыванию денежных средств или финансированию терроризма.

Последствия могу быть следующими:

  • Уголовная ответственность, включая штрафы и тюремное заключение;
  • Потеря репутации;
  • Ограничения, наложенные на свободу предоставления услуг, например, изъятие лицензии.

Применение мер по обнаружению и предотвращению действий по отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, является важным аспектом установления и устранения криминальной деятельности и защиты репутации Участника арт-рынка, а также, самого рынка.

Чтобы оценить риски, связанные с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, Участник арт-рынка должен руководствоваться следующими вопросами:

  • Какие меры по предотвращению отмывания денежных средств и финансированию терроризма уже предприняты?
  • Какие виды сделок проводятся?
  • Какая информация по клиенту собирается и записывается?
  • Какие меры дью дилидженс применяются?
  • Какие меры контроля предприняты для проверки сделок, в которых оплата производится наличными, а также, проверки источника средств?
  • Каков общий уровень информированности персонала?
  • Какие тренинги проводятся для персонала?
  • Регулярно ли пересматриваются внедренные процессы и процедуры?
  • Могут ли быть внесены улучшения?

Меры по предотвращению отмывания денежных средств должны быть основаны на подходе, основанном на борьбе с рисками. Это предполагает исполнение мер по предотвращению отмывания денежных средств, процедур и контролю, основанному на характере и уровне риска, связанного с Вашим бизнесом.

Подход, основанный на борьбе с рисками включает следующие аспекты:

  • Понимание риска непосредственно Участника арт-рынка;
  • Меры дожной добросовестности (дью-дилидженс), предпринятые по отношению к клиенту;
  • Меры дожной добросовестности (дью-дилидженс), предпринятые по отношению к объекту искусства;
  • Меры дожной добросовестности (дью-дилидженс), предпринятые по отношению к сделке.

Области исследования по борьбе с рисками должны, главным образом, фокусироваться на сигналах подозрительной деятельности из списка «Стоп-сигнал» (“Red Flags”) (см. Положение 4, 5, 6, и Приложения 1, 2, 3).

Дополнительно, борьба с рисками предусматривает, что Участник рынка осуществляет систематический обзор и меры контроля, включая:

  • Запись и документацию собранной информации (см. Положение 7);
  • Регулярное обучение персонала по вопросам риска – как ослабить влияние риска, а также, как и кому сообщать о подозрительной деятельности (см. Положение 8);
  • Обзор эффективности и осуществления контроля и, если необходимо, введение мер по улучшению (см. Положение 8).

Для прочих мер, см. следующие Положения.

Знание клиентов и бдительное отношение к индикаторам подозрительной деятельности из списка «Стоп-сигнал» («Red Flags») занимает центральное место в эффективности мер, направленных на предотвращение отмывания денежных средств.

Чтобы установить уровень риска клиента, Участник арт-рынка должен получить информацию о клиенте и понять цель его сделки («Меры должной добросовестности, предпринятые в отношении клиента»). Понимание, откуда у клиента средства и/или приобретенная арт-коллекция может помочь в данном вопросе, и позволит предпринять надлежащий уровень контроля за сделкой.

Клиент – это физическое или юридическое лицо, с которым Участник арт-бизнеса формирует договорные взаимоотношения. В арт-сделке это может быть продавец и/или покупатель произведения искусства, либо брокер или агент, действующий от его имени.

Если клиентом является компания, фонд или иное юридическое лицо, в дополнение к проверке, ведет ли юридическое лицо какие-либо торговые операции, Участник арт-рынка должен, идентифицировать физическое(ие) лицо(а), контролирующие предриятие («Собственник(и)»).

Участники арт-рынка должны обеспечить возможность вести сделки только с теми клиентами, которые занимаются законным бизнесом. Чтобы исполнить данное обязательство, Участники арт-рынка должны осуществлять целесообразные меры для возможности установления личности клиента и проверки поступления средств в качестве оплаты произведения искусства непосредственно от покупателя, а не от третьего лица. Участники арт-рынка должны, также, исполнять меры должной добросовестности по отношению к посредникам (т.е. арт-консультантам и/или брокерам), действующим в сделке от имени одного из лиц.

Участники арт-рынка должны запросить следующие документы, чтобы идентифицировать личность клиента:

  • Физические лица: личность должна быть установлена по официальным документам, удостоверяющим личность (например, паспорт, ID) вместе с другими достоверными документами из независимых источников, данными или информацией, согласно обстоятельствам (например, копия выписки из банка или счет за коммунальные услуги для подтверждения адреса).
  • Юридические лица (например, компании, ассоциации, партнерства, фонды, трасты): личность должна быть установлена по официальным документам, доказывающим, что эти организации были должным образом созданы, и существуют (например, сертификат, изданный соответствующим реестром, на котором имеется информация о директорах, акционерах, партнерах; для трастов – члены правления, учредители, собственники). Документы, используемые для идентификации должны быть актуальны на дату проверки. Участник арт-рынка должен сохранить копии документов в соответствии с юридическими временными рамками или стандартной практикой, применительной к юрисдикции места проведения сделки.

«Собственник» - это индивидуум, который получает конечную выгоду от владения произведением искусства, активом, предриятием, банковским счетом, имуществом.

Если Участник арт-рынка знает, либо имеет основания подозревать клиента в том, что он выступает в сделке от имени другого индивидуума или юридического лица, необходимо установить:

  • Личность этого индивидуума или юридического лица, т.е. «Собственника»; и
  • Статус, в котором подрядный клиент представляет Собственника.

Если в качестве Собственника выступает компания или иное юридическое лицо, Участник арт-рынка должен провести дальнейшую проверку для установления лица, которое является его собственником, либо имеет окончательный контроль над этим предриятием. Особенные усилия по идентификации Собственника стоит приложить, если подрядный клиент соблюдает повышенную конфиденциальность, что может представлять угрозу репутации и иные риски, наложенные на Участника арт-рынка, если он окажется вовлеченным в схемы отмывания денежных средств и финансирование терроризма. Участники арт-рынка, также, могут включить соответствующие гарантии и заверения в договоре с клиентом, чтобы подчеркнуть важность этого условия.

Примеры подозрительных действий клиента включают случаи, когда клиент является «политически уязвимым лицом», «оффшорной компанией», или резидентом страны, находящейся в cпецаиальном списке ФАТФ (FATF watch list). Примеры подозрительных действий клиента находятся в списке «Стоп-сигнал» - «Red Flags».

Практические меры, которые Участники арт-рынка могут принять, чтобы идентифицировать подозрительную деятельность, в зависимости от обстоятельств и имеющихся ресурсов, могут включать:

  • Проверка клиентов, собственников и посредников по списку «политически уязвимых лиц», санкционным спискам, спискам отслеживания финансирования терроризма, и прочим спискам и информацией, регулярно издаваемой государственными органами и международными организациями;
  • Поиск в СМИ имен клиентов, собственников и посредников, а также соответствующих поисковых ключевых слов.

С существующими клиентами такие меры дью дилидженс должны проводиться при каждой новой сделке, вместе с соответствующими законодательными требованиями, налагаемыми на сделку в зависимости от места ее проведения.

В случае обнаружения подозрительной деятельности, Участник арт-рынка должен предпринять расширенные меры дью-дилидженс (должной добросовестности), чтобы убедиться, что действия клиента не связаны с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. Расширенные меры дью-дилидженс, как правило, включают запрос и/или получение дополнительной информации или документов. Пожалуйста, руководствуйтесь перечнем подозрительных действий клиента (из списка «Стоп-сигнал» - «Red Flags») для реализации дополнительных мер по выявлению подозрительной деятельности. В отдельных случаях, реакция клиента на запрос о дополнительной информации и/или документации может сама по себе являться индикатором риска.

Участники арт-рынка должны документировать расширенные меры дью-дилидженс, предпринимаемые в отношении клиентов (например, путем распечатки санкционного списка и результатов поиска в Интернете по ключевым словам и тд.). Участники арт-рынка должны хранить все документы и данные в течение целесообразного временного периода в соответствии с предусмотренными законодательством сроками, согласно юрисдикции места проведения сделки.

Если вопросы о подозрительной деятельности остаются открытыми при исполнении расширенных мер дью-дилидженс, проверка должна быть передана Участником арт-рынка представителю высшего рукаводства и/или назначенному лицу по работе с подобными вопросами (если таковой имеется), чтобы предпринять следующие действия. См. Положение 9 «Обоснованные подозрения: отклонение сделки/обращение в правоохранительные органы».

Цель любой транзакции – это неоспоримый постоянный провенанс и доказанная аутентичность произведений искусства. Возможность данного условия зависит от типа и возраста объекта. При приобретении объекта необходимо опубликовать в любом каталоге или документе, сопровождающем продажу, как можно больше информации об объекте, включая провенанс. (1) Дополнительно, применяя подход, предусматривающий борьбу с рисками, Участник арт-рынка должен проверить основные базы данных произведений искусства, находящихся в розыске, а также, найти любые доступные документы, мнения экспертов и свидетельствования лиц, обладающих информацией об объекте.

Применяя подход, предусматривающий борьбу с рисками, как часть мер по борьбе с отмыванием денежных средств, Участник арт-рынка должен учитывать следующее:

  • Владение – В отсутствии действующих возражений, целесообразно предположить, что владелец объекта обладает полным правом на его собственность, тем не менее, само по себе владение не является гарантией собственности или права на распоряжение объектом. Участнику арт-рынка рекомендуется спросить у продавца подтверждение, является ли он собственником объекта или нет, чтобы выявить настоящего собственника произведения искусства. Это поможет Участнику арт-рынка идентифицировать всех клиентов по каждой сделке, где он имеет дело с агентом или брокером, продающим объект от имени настоящего собственника (см. Положение 4).
  • Провенанс – Участник арт-рынка должен быть уверен, что известная история предыдущих владельцев объекта установлена в максимально возможном объеме. Так, для объектов-древностей важным условием является то, чтобы они не были выкопаны из земли и незаконно вывезены из страны происхождения.

Документы, помогающие установить владельцев и провенанс включают: накладные, чеки, датированные фотографии, страховые записи, оценки, официальные документы (записи), выставочные каталоги, счета-фактуры на реставрацию, дневники, датированные статьи из газет, оригинальные подписанные и датированные письма.

Дополнительно к проверкам, направленных на борьбу с отмыванием денежных средств, информация о провенансе и владении, совмещенная с физическими проверками произведения искусства, а также, технический анализ и датирование использованных материалов, играет важную роль в установлении подлинности объектов.

(1) Обычно, такая информация включает имя художника или мастера, название работы, известный провенанс, количество частей, наличие подписи, дата и/или другая надпись, дата создания (если известно), страна, в которой работа была созданаю/происхождение (если известно), размеры, материалы и техника (например, холст и масло, акварель на бумаге, бронзовая скульптура, смешанная техника, видео инсталляция, и тд.).

Некоторые виды произведений искусства могут требовать более тщательной проверки дью-дилидженс. Список «Стоп-сигнал» - «Red Flags» содержит примеры таких работ и решения по их дополнительной проверке.

Информация о происхождении сделки и ее цели, вместе с проверкой дью-дилидженс клиента и оценкой риска клиента, может дать информацию о соответствии и уровне проводящейся проверки, которую Участник арт-рынка должен соблюсти.

В частности, Участник арт-рынка должен оценить следующие аспекты:

  • Цель транзакции;
  • Форма и структура транзакции;
  • Источник средств.

Участник арт-рынка должен оценить предыдущий опыт клиента и цель предпринимаемой сделки. Например, сопоставимы ли работы, продаваемые клиентом с его коллекцией? Сопоставим ли уровень продажи или покупки клиента с его предыдущими сделками, его профессиональной деятельностью и наличием средств? Если нет, Участник арт-рынка должен получить от клиента дополнительную информацию, включая финансовую ведомость или выписку из банка.

Участник арт-рынка должен, также, учитывать форму транзакции. Например, проводится ли сделка через посредников, один-на-один, исключительно посредством Интернета, по телефону, либо другим дистанционным способом.

В некоторых случаях, в зависимости от типа сделки и стоимости объекта, потребуются расширенные меры дью-дилидженс.

Участники арт-рынка должны уделять особое внимание источнику средств, использованных в арт-сделке.

Оплата наличными средствами

Участники арт-рынка, при каждом возможном случае, не должны поощрять оплату наличными средствами, поскольку их источник не может быть отслежен в той мере, в которой это возможно при использовании банковской системы. Соответственно, не может быть предоставлена гарантия того, что наличные средства прибыли из законного и чистого источника.

В случае, если Участник арт-рынка принимает оплату наличными средствами, общая сумма не должна быть большой. ЕС наложил лимит на использование наличных средств в сделках, который составляет 10000 Евро за одну транзакцию, либо ряд связанных транзакций. Участники арт-рынка должны проверить лимиты (если таковые имеются) применительно к юрисдикции места проведения сделки.

Участники арт-рынка не должны принимать единую или разбитую на части оплату за объект в размере, превышающим порог, принятый законодательством.

Если такой порог не имеется, Участникам арт-рынка рекомендуется провести расширенную проверку дью-дилидженс по клиенту и источнику средств, чтобы убедиться в отсутствии рисков по отмыванию денежных средств.

Оплата от имени третьих лиц

Участникам арт-рынка рекомендуется отклонять оплату от имени третьих лиц, не являющихся их клиентами и зарегистрированными покупателями. Если существуют легитимная причина, по которой Участник арт-рынка может принять оплату от имени третьего лица, перед данной процедурой необходимо провести расширенную проверку дью-дилидженс как по зарегистрированному покупателю, так и по третьему лицу, и принять оплату только после удовлетворения условия по отсутствия рисков.

Оплата с банковских счетов, расположенных вне юрисдикции регулирования борьбы с отмыванием денежных средств (оффшоры)

Участники арт-рынка должны во всех сделках принимать оплату только из авторитетных банков, находящихся в юрисдикции, подлежащей регулированию и контролю по отмыванию денежных средств. В этом случае Участник арт-рынка может полагаться, что финансовые институты, оперирующие средствами (которые, в свою очередь, подлежат высокому уровню проверки на отмывание денежных средств) произведут необходимый контроль для удовлетворения условия, что источник средств чистый. Участники арт-рынка должны быть осторожны в вопросах принятия денежных средств с банковских счетов, расположенных в юрисдикции с высоким уровнем риска отмывания денежных средств, либо полного отсутствия такого контроля. Чтобы идентифицировать подобные регионы, руководствуйтесь перечнем ФАТФ юрисдикций с высоким уровнем риска (list of “High Risk and Non-Cooperative Jurisdictions” published by the Financial Action Task Force’s (FATF).

Любая деятельность по предполагаемой сделке, не соответствующая информации, известной о клиенте, связанным с ним рисками, либо вызывающая подозрение по списку «Стоп-сигнал» - «Red Flags», должна быть проанализирована согласно условиям расширенных мер борьбы с отмыванием денежных средств.

Руководствуйтесь списком «Стоп-сигнал» - «Red Flags» для описания примеров подозрительных сделок и мер дью-дилидженс, которые в этих случаях можно предпринять.

Для участников рынка важно сохранять данные о проводящихся проверках дью-дилидженс, а также, собираемую документацию и информацию в течение всего процесса проверки.

Подробная информация и документация, организованная по дате сделки, клиенту и объекту дает Участнику арт-рынка следующие возможности:

  • Делать полную и адекватную оценку риска для каждого клиента и транзакции и определять, нужны ли расширенные меры дью-дилидженс и дополнительная проверка;
  • Соблюдать соответствующие правовые обязательства;
  • Идентифицировать деятельность из списка «Стоп-сигнал» - “Red Flags”, относящуюся к клиентам, объектам, транзакциям, и предпринимать соответствующие меры;
  • Определить, актуальны и достаточны ли подозрения для отклонения сделки и, если целесообразно, донести о ситуации в правоохранительные органы.
  • Анализировать контроль и меры по предотвращению отмывания денежных средств;
  • Соблюдать правовые обязательства и отвечать на запрос правоохранительных органов по предоставлению информации.

Документирование ситуаций из списка «Стоп-сигнал» - “Red Flags” и информации, полученной в результате применения расширенных мер по борьбе с отмыванием денежных средств помогает Участникам арт-рынка оценивать риск сделки и/или возможность обращения в правоохранительные органы.

Все документы на сделку, оформленные Участником арт-рынка (оценка, договор продажи или покупки, счета-фактуры, логистические документы, декларации экспорта/импорта и тд.) должны быть подлинными, достоверными, актуальными и предоставлять честную профессионыльную оценку Участника арт-рынка. Участники арт-рынка должны отклонять просьбы клиентов изменить и фальсифицировать документы, датировать документ задним числом, а также, предоставлять неполную или недостоверную документацию, относящуюся к сделке. Если существуют легальные причины для изменения документа (например, ошибка при выписке счет-фактуры и тд.), обстоятельства и основания для данного изменения должны быть задокументированы и сохранены для последующего использования и проверки. Участник арт-рынка должен сохранять данные в течение всего периода, предусмотренного законодательством. Если такой период законодательством не предусмотрен, то необходимо руководствоваться стандартной практикой, принятой в юрисдикции, где проводится сделка. В зависимости от юрисдикции, такой период, в среднем, составляет 5-10 лет от даты совершения сделки или окончания торговых отношений.

Персонал должен регулярно проходить тренинги по рискам, связанным с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, чтобы четко понимать свою роль и ответственность в их предотвращении, обнаружении и заявлении в правоохранительные органы. Персонал должен понимать, кому, в первую очередь, в случае необходимости, следует заявить об инциденте. Лица, назначенные на получение сообщения об инциденте, должны знать, как его обработать, и когда о нем необходимо сообщить в соответствующие органы.

Обучение нового персонала должно проходить целесообразно вступлению в должность, а повторный тренинг всего коллектива должен быть организован согласно изучению новых рисков или изменений, касающихся Участника арт-рынка.

Участникам арт-рынка рекомендуется назначить ответственное лицо в своей организации, которое будет управлять и реализовывать меры контроля по борьбе с отмыванием денежных средств, и принимать все сообщения о подозрительной деятельности. Участники арт-рынка могут организовать «Горячую линию против отмывания денежных средств» или «сообщения о неправомерных действиях», если таковые существуют внутри организации.

Если в сделка представляет обоснованный риск отмывания денежных средств или финансирования терроризма, и, при этом, отсутствует правдоподобное объяснение, либо соответствующие документы, Участнику арт-рынка необходимо рассмотреть следующие меры:

  • Воздержаться от проведения сделки, либо ее заключения и/или
  • Сообщить о подозрительной деятельности в правоохранительные органы в соответствующей юрисдикции, где существует такое правовое обязательство.

Меры по борьбе с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма приняты странами по всему миру, и единого согласованного глобального режима не существует. Таким образом, Участники арт-рынка должны быть в курсе соответствующего законодательства и соблюдать его, в зависимости от страны, в которой проходит сделка.

В данной Инструкции, если не указано иное, термин «Меры по предотвращению отмывания денежных средств» относится к мерам, направленных как против отмывания денег, так и против финансирование терроризма.

См. Положение 4

См. Положение 4

См. Положение 4 (Знание клиентов и оценка уровня риска по каждому клиенту. Проверка деятельности клиента по списку индикаторов подозрительной деятельности «Стоп-сигнал» («Red Flags»))

Межгосударственная организация, направленная на изучение техник по отмыванию денежных средств, изучающая соответствующие законодательные и правовые акты на национальном и международном уровнях, и издающая рекомендации по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Иностранные политически уязвимые лица – это лица, которым были (или в настоящее время) доверены управленческие функции со стороны иностранного государства – например, главы государств или правительства, старшие политические и государственные должностные лица, высшие представители руководства государственных корпораций, важные представители политических партий.

Отечественные политически уязвимые лица – это лица, которым внутри страны были (или в настоящее время) доверены управленческие функции со стороны иностранного государства – например, главы государств или правительства, старшие политические и государственные должностные лица, высшие представители руководства государственных корпораций, важные представители политических партий.

Политически уязвимые лица-представители международных организаций – это лица, которым были (или в настоящее время) доверены доверены управленческие функции со стороны международной организации, т.е. представители высшего руководства, включая директоров, заместителей директоров и членов правления, либо лица со схожими управленческими функциями. Определение «политически уязвимое лицо» не включает представителей управления среднего звена, либо представителей начального уровня в данной категории. Лица, лично связанные с такими предствителями, тоже считаются «политически уязвимым лицом».

Действия, вызывающие подозрение

Стоп-сигнал для проведения сделки

Данная информация содержит примеры ситуаций, которые могут идентифицировать повышенный риск отмывания денежных средств и финансирования терроризма, а также, дает рекомендации по решению этих вопросов. Если подозрения на отмывание денежных средств и финансирование терроризма сохраняются, даже, после применения расширенных мер дью дилидженс, при отсутствии правдоподобных разъяснений, либо предоставления документов, объясняющих вызванные подозрения, Участник арт-рынка должен принять во внимание необходимость отклонить сделку и сообщить о подозрениях в правоохранительные органы.

  • Провести независимое исследование, включая технический анализ, если необходимо;
  • Проинформировать потенциального покупателя о доступной информации, касающейся произведения искусства
  • Проверить базы данных произведений искусства, находящихся в розыске. Примеры: База данных Интерпола (Interpol’s “Works of Art”), The Art Loss Register, Международный совет музеев «Красные списки» (The International Council of Museums “Red Lists”)
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс;
  • Проверить базы данных произведений искусства, находящихся в розыске. Примеры: База данных Интерпола (Interpol’s “Works of Art”), The Art Loss Register, Международный совет музеев «Красные списки» (The International Council of Museums “Red Lists”)
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс, включая поиск документов, полученных из независимого достоверного источника – от третьего лица, предоставившего доказательство, что произведение искусства не находилось на территории государства в течение долгого времени, и не было добыто путем ограбления или выкапывания из земли;
  • Отклонить сделку, если информация или доказательства, что объект не был присвоен в результате ограбления или выкапывания, не предоставлены в должной мере
  • Запросить дополнительную информацию/ верификацию документов и записать ответы клиента
  • При неудовлетворительных ответах клиента:
    • отклонить сделку;
    • сообщить в правоохранительные органы.
  • Запросить дополнительную информацию/ верификацию документов и записать ответы клиента
  • При неудовлетворительных ответах клиента:
    • отклонить сделку;
    • сообщить в правоохранительные органы.
  • Запросить дополнительную информацию/ верификацию документов и записать ответы клиента
  • При неудовлетворительных ответах клиента:
    • отклонить сделку;
    • сообщить в правоохранительные органы.
  • Запросить дополнительную информацию/ верификацию документов для идентификации «собственника» (т.е. физических лицах, стоящими за этими структурами)
  • Записать и сохранить ответы клиента
  • Не принимать оплату наличными средствами, превышающие определенный лимит
  • Проверить допустимый лимит в юрисдикции, где проводится сделка
  • Не принимать оплату наличными средствами по частям за одну сделку или ряд связанных сделок
  • Сопоставить совокупную сумму оплаты наличными средствами, сделанную клиентом, и определить, был ли достигнут лимит возможной оплаты наличными средствами
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс
  • Получить, записать и сохранить всю информацию о клиенте
  • Получить дополнительные гарантии перед проведением сделки, если необходимо
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс
  • Получить, записать и сохранить всю информацию о клиенте
  • Получить дополнительные гарантии перед проведением сделки, если необходимо

Страны с высоким фактором риска:

  • где распространены случаи наркоторговли, терроризма и/или коррупции;
  • где нормативное регулирование по отмыванию денежных средств менее строгое;
  • где существуют более низкие стандарты финансового регулирования (например, cтраны вне юрисдикции ФАТФ);

В этом случае необходимо:

  • Применить расширенные меры дью-дилидженс
  • Получить, записать и сохранить всю информацию о клиенте
  • Получить дополнительные гарантии перед проведением сделки, если необходимо
  • Запросить дополнительные документы для идентификации бенефициара
    • компании;
    • продаваемого имущества (в случае, если его продает оффшорная компания). Данное условие может быть обязательным в некоторых юрисдикциях.
  • Получить и записать информацию о клиенте как по агенту, так и по конечному покупателю/ продавцу, от имени которого действует агент;
  • Получить дополнительные гарантии перед проведением сделки, если необходимо;
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс.
  • Применить расширенные меры дью-дилидженс; либо
  • Отклонить сделку, если не предоставлена исчерпывающая информация
  • Запросить исчерпывающую информацию и достоверные документы для установления легитимной связи между третьим лицом и покупателем, если существуют легитимные причины для осуществления оплаты от имени третьего лица. Отклонить оплату от имени третьего лица, если информация и документы не удовлетворяют запрос.
  • Запросить исчерпывающую информацию и достоверные документы для установления легитимной связи между третьим лицом и продавцом, если существуют легитимные причины для осуществления выплаты третьему лицу. Отклонить выплату третьему лицу, если информация и документы не удовлетворяют запрос.
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
Инициатива «Ответственный арт-рынок», организованная в 2015 году в Женеве, издала «Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма» для участников арт-рынка, ведущих деятельность на арт-рынке Швейцарии и за рубежом. Инструкции предназначены, главным образом, для арт-дилеров, которые попадают под значительный риск стать инструментом для криминальных структур в схемах отмывания денег и финансирования терроризма.  Далее...
  • Просмотров: 249
Лю И – известный художник-аквалерист из Шанхая, член Ассоциации китайских художников и Всемирного Акварельного Общества (IWS). Более двадцати его работ получили престижные награды на мировых выставках. Работы Лю И находятся в собрании музеев, правительств, библиотек, крупных компаний, арт-галерей, а также, частных коллекционеров. Кроме этого, г-н Лю И является автором нескольких книг-пособий по искусству акварели.  Далее...
  • Просмотров: 635
О возможности создания государственного регулирования российского арт-рынка, защите интересов покупателя и ответственности продавца, рассказывает Василиса Нешатаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, автор книги «Культурные ценности. Цена и право», рекомендумой к прочтению всем интересующимся вопросами современного арт-бизнеса.  Далее...
  • Просмотров: 1223
Ариан Мозер, исполнительный директор “Artive”, рассказывает о том, как обезопасить себя при покупке или продаже антиквариата, реализуя на практике правило дью дилидженс.  Далее...
  • Просмотров: 2053
Джесс Шепард (Jess Shepherd), или Инки Ливс (Inky Leaves) – английский ботанический иллюстратор из Лондона. Джесс изучала ботанику в Университете Плимута, а затем таксономию в Университете Эдинбурга. Является членом Лондонского Линнеевского общества (Linnean Society of London). В феврале 2017 году в галерее Abbott and Holder (Лондон) была организована персональная выставка “Leafscape”, состоящая из крупномасштабных акварелей листьев.  Далее...
  • Просмотров: 3788
Артайв (Artive) – это некоммерческая организация, представляющая электронный архив объектов искусства и антиквариата. Артайв был образован, отделившись от Art Recovery Group, принадлежащей Крису Маринелло (Chris Marinello). Artive - это база данных The Art Claim, переименованная в 2016 году. Являясь центральной базой, Артайв вмещает в себя огромное количество баз данных предметов искусства, антиквариата и культурных ценностей, находящихся в розыске (краденых, незаконно увезенных или уничтоженных). Артайв доступен широкому кругу лиц – как профессионалам, так и любому интересующемуся подобной темой. База данных снабжена новейшей технологией распознавания изображений, а также, содержит более 500 параметров поисковых данных.  Далее...
  • Просмотров: 5559
С 20-го по 31-е января 2017 года в Мадриде будет проходить выставка Русского музея в Российском центре науки и культуры "Шедевры древнерусской иконописи из коллекции Русского музея". Выставка будет проходить в рамках Перекрестного года туризма Россия – Испания. Специально для выставки подготовлена испаская версия мультимедийного фильма «Святой Николай – заступник рода крестьянского», рассказывающего об образе Святого Николая Мирликийского в произведениях ХII–ХIХ столетий из собрания Русского музея.  Далее...
  • Просмотров: 3662
На сегодняшний день существует несколько баз данных объектов искусства и коллекционирования, находяхщихся в розыске. Самая известная и полная из них – это Art Loss Register (Реестр утраченных культурных ценностей), созданный Джулианом Рэдклиффом (Julian Radcliffe) в Лондоне в 1990 году. ALR содержит более 350 000 объектов, находящихся в розыске, и проводит ежегодно около 400 000 поисковых операций.  Далее...
  • Просмотров: 5358
Всегда приятно пользоваться красивыми и качественными предметами гардероба известных брендов. Но вдвойне приятнее при этом знать, что стоимость любимой вещи растет день ото дня. Однако, нужно помнить, так происходит не всегда. Чтобы не прогадать с выбором, можно воспользоваться советами профессионала, ведь многие вещи класса «Люкс» могут приносить своему владельцу не только радость от их использования, но и прибыль. Для эффективного инвестирования в «Люкс» существуют простые правила.  Далее...
  • Просмотров: 5081