Интервью Ариан Мозер
English Russian
English Russian

Интервью: Ариан Мозер, исполнительный директор Artive


Artive logo

Правило дью дилидженс на рынке искусства является важнейшим условием при заключении сделок, учитывая нарастающую популярность международных онлайн маркетплейсов, и наличия огромного количества независимых продавцов-антикваров. В России антиквариат можно купить на электронных торговых площадках, онлайн-аукционах, форумах, в антикварных онлайн-магазинах. Несмотря на то, что проверить надежность продавца нелегко, количество подобных торговых площадок растет, что непременно повышает риск для покупателя (и, безусловно, для продавца, который может не знать, что продает).

— Насколько серьезна проблема подделок и краденых объектов, и как важна роль продавца? Какого продавца можно считать "хорошим", и как проверить надежность продавца?

— Довольно сложно привести достоверную статистическую оценку количества краденых произведений искусства, находящихся в обороте на легальном антикварном рынке. Многие случаи краж не сообщаются, и, помимо этого, существует большое количество неизвестных подделок. Кражи и подделки составляют большую часть арт-криминала, вместе с отмыванием денег, разграблением археологических памятников и мест раскопок. Арт-криминал является большой проблемой, а его масштабность призывает к активности ответственных и добросовестных покупателей и продавцов.

Дью дилидженс является первостепенным шагом в управлении рисками при осуществлении арт-сделок.

К сожалению, в сложившихся условиях еще не устоявшегося арт-рынка, может быть очень сложно точно идентифицировать объект и проверить надежность продавца, особенно на таких онлайновых аукционах, как eBay и т.д. Если есть сомнение, не покупайте, либо продолжайте изучение вопроса. Это может быть поиск онлайн, проверка продавца в государственных реестрах (Выписка из ЕГРЮЛ, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и др. – Holistic Auction), навести справки у своих деловых партнеров и т.д.

— Как покупатель может защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, особенно в условиях такого большого количества онлайн аукционов и маркетплейсов? Какой совет можно дать покупателю антиквариата по соблюдению правила должной добросовестности (дью дилидженс)? Какого рода проверку можно провести перед покупкой объекта, не прибегая к помощи профессионального дилера?

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (изображение предоставлено The Art Partners)

— Чтобы защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, необходимо принять достаточные меры соблюдения правила должной добросовестности, в первую очередь, «понимая», у кого вы покупаете объект. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Сколько вопросов нужно задать, чтобы получить исчерпывающую информацию, скольких проверок будет достаточно? Есть пара аспектов, которые покупатель должен всегда иметь ввиду: отследить стандарт продажи – адекватна ли заявленная цена? Проведите небольшое исследование об интересующем художнике/мастере, спросите специалиста-оценщика. Если необходимо, проведите криминалистический анализ. Также, нужно насторожиться, если личность покупателя скрывается, если у объекта отсутствует провенанс (История владения. – Holistic Auction), нет фото, описание объекта содержит много ошибок, если продавец не желает предоставить информацию о провенансе и/или состоянии объекта, если условия продажи не ясны. Обязательно учтите экспортные и импортные ограничения, которые необходимы при совершении покупки антиквариата, проверьте соответствующие ресурсы и «красные» списки (например, ICOM red flag list), просмотрите новости, выясните страну-поставщика объекта, а также время вывоза объекта из этой страны, одним словом, узнайте о провенансе как можно больше! Существует множество организаций, такие как The Art Due Diligence Group в Лондоне и Responsible Art Market Initiative в Швейцарии, которые стремятся изменить и повысить стандарты дью дилидженс, помогая во всех процессах проверки, сопутствующих покупке антиквариата.

— Какие превентивные меры можно предпринять, чтобы защитить свою коллекцию (объект)? Что можно сделать, если коллекция (объект) уже похищены?

— Конечно, существуют «физические» меры безопасности, которые могут быть предприняты: охрана, видеонаблюдение и сигнализации. Хорошие отношения со специалистами правоохранительных органов и другими специалистами, а также, другими коллекционерами, могут помочь данному вопросу. Также, документация объекта (включая место нахождения каждого объекта, условия страховки, фото, оценка объекта и отчет о его состоянии и т.д.) может ускорить поиск. Это хорошие меры для управления своей коллекцией.

Если вы стали жертвой кражи, первым делом необходимо обратиться в полицию, зарегистрировать объект в таких базах данных, как Artive, убедиться в том, что на рынке появилась информация о вашей пропаже. Вы можете начать следить за объектами, продающимися на рынке, в качестве упредительной меры, в дополнение к работе, которую уже ведет Artive. Если вы являетесь потенциальным покупателем, проверьте объект во избежание правовых споров, обеспечьте принцип добросовестности перед покупкой, как было ранее сказано.

— Интерпол является межправительственной организацией, и имеет собственную базу данных. Связан ли Artive с базой данных Интерпола? Связан ли Artive с подобными неанглоязычными базами данных?

— Интерпол — независимая структура и государственное агентство, что делает невозможным его связь с внешними организациями. Это очень ценный ресурс, поскольку он обеспечивает общение и канал связи между правоохранительными органами. Artive дает возможность профессиональной проверки базы данных Интерпола при осуществлении поиска в базе Artive.

Artive связан с неанглоязычными базами данных. Как объединяющая организация, Artive продвигает использование базы данных на национальном и международном уровнях, включая базы данных на многих языках.


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
13 декабря 2018 г. финский аукционный дом Hagelstam & Co. проведет эксклюзивный аукцион скандинавского модерна. На торги будут выставлены работы родоначальника финского абстракционизма Эрнста Метер-Боргстрема (1917-1996), художественные работы известной писательницы Туве Янссон (1914 -2001), Леены Луостаринен (1949-2013), Ахти Лавонена (1928 – 1970), работа современного финского художника Марики Мэкэлэ (р. 1947 г.), керамическая скульптура Михаила Шилкина (1900 – 1962) и бронзовая скульптура Миины Эккиюркке (р. 1949), а также, дизайнерские предметы основоположника скандинавского дизайна Альвара Аалто (1989 – 1976).  Далее...
  • Просмотров: 3469
6 декабря 2018 года немецкий аукционный дом Hampel Fine Art Auctions выставит на продажу уникальные работы известных европейских мастеров XIV-XVIII вв. Среди топовых лотов «Зимние забавы в замерзшей низине» кисти Хендрика Аверкампа (1585 – 1634), парные картины Жана-Батиста Патера (1695 – 1736), алтарный триптих, атрибуция
Джованни Донато Монторфано (1440 – 1510), «Непорочное зачатие Девы Марии» Джованни Баттиста Тьепло (1696 –1770), парные картины Самюэля Массе (1642 – 1753), «Фантазийный пейзаж» Хендрика Франса ван Линта  (1684 – 1763), «Дева Мария с младенцем в цветочной гирлянде» кисти Яна Брейгель Младший (1601 – 1678) и Отто ван Веен (1556 – 1629) и другие работы выдающихся художников.  Далее...
  • Просмотров: 4560
6 декабря 2018 г. немецкий аукционный дом Hampel Fine Art Auctions проведет аукцион искусства модерн и импрессионистов. На торги будет выставлена «Жуан Ле Пен, прогулка и залив» кисти Эжена Будена (1824 – 1898), «Колодец» Жана-Батиста Камиля Коро (1796 – 1875), «Дуб Беранже» Гюстава Курбе (1819 – 1877), «Ресторанчик (генгет) в Париже» Рене Аршиля Руссо-Деселя (1881 – 1964), бронзовое литье «Кот» Диего Джакометти (1902 – 1985) и другие произведения искусства.  Далее...
  • Просмотров: 2389
12 декабря 2018 г. женевский аукционный дом Piguet выставит на торги серию лотов, посвященных русскому искусству – «Весенние облака» Николая Александровича Тархова (1871-1930), «Сцены военных действий» Ивана Петровича Прянишникова (1841-1909), «Цветы» Анатолия Тимофеевича Зверева (1931-1986), комплект из 22 фотолитографий «Виды на Москву» B. Avanzo. ок. 1870-1880 гг., меню трапезы в честь коронации Николая II и Александры Федоровны, шкатулка начала XX в. с перегородчатой эмалью, а также, иконы XVI-XIX вв. московской, ярославской и вологодской иконописной школы и другие работы.  Далее...
  • Просмотров: 4761
В период с 12 по 14 декабря 2018 г. швейцарский аукционный дом на своих русских торгах выставит на продажу уникальное произведение русской живописи, относящееся к провенансу известной семьи, проживавшей в Москве в конце XIX – начале XX вв. Кроме живописи, на аукцион будут выставлены русские иконы нач. XIX вв. и предметы декоративно-прикладного искусства.  Далее...
  • Просмотров: 5833
14 декабря 2018 года швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen выставит на продажу живопись XV-XIX вв. На аукционе будет представлена фантазмагорическая работа позднего барокко Алессандро Маньяско (1667 – 1749), сразу две работы одной из самых ярких представителей венецианского натюрморта Элизабетта Маркиони (2-я пол. 17 в. – 1-я пол. 18 в.), жанровые сцены Чарльза Ханта Младшего (1829 – 1900), Макса Джозефа Вагенбауэра (1775 – 1829), Филиппа Петера Роса (1655 –1706), а также пейзажи Йохана Бернхарда Кломбека (1815 – 1893), Анри Жозефа Арпиньи
 (1819 – 1916) и другие работы.  Далее...
  • Просмотров: 4826
10 декабря 2018 на своих зимних торгах аукционный дом Piguet выставит на продажу 427 лотов – произведения гениального ювелира современности – Жильбера Альбера. В истории мирового ювелирного искусства уже более, чем полстолетия, творчество женевского мастера Жильбера Альбера существует как уникальное явление, воплощающее гармонию и совершенство природы. Редкий талант художника – отразить все естество окружающего мира через форму украшений и невообразимые для ювелирного дела сочетания материалов, порождает гений, способный уместить всю бесконечность природы в предметах ювелирного искусства – будь то колье, перстень, часы или серьги.  Далее...
  • Просмотров: 5676
28 ноября 2018 аукционный дом Bonhams проведет свои очереные русские торги в Лондоне. Главные лоты аукциона: «Натюрморт с глиняным кувшином» (1921 г.) Василия Рождественского, очень редкая подставка для визитных карточек с перегородчатой и затененной эмалью, атрибуция Федор Рюкерт (Москва, ок. 1900 г.), «Кораблекрушение на скалистом побережье» (1872 г.) Ивана Айвазовского, «Деревья у воды» (кон. 1920-х гг.) Николая Фешина, императорский дарственный ковш Фаберже (1896 г.), монументальная фарфоровая ваза «Глубокая река» из Аничкова дворца (1910 г.), пасхальное яйцо с эмалью в стиле модерн (1908-1917 гг.).  Далее...
  • Просмотров: 12750
На предстоящих торгах Hagelstam & Co выставит на продажу коллекцию фарфора, в частности, статуэтки, вазы, кофейные и столовые сервизы таких производителей, как Royal Copenhagen, Bing & Grøndahl, Lungby, Wedgwood and Dahl-Jensen. Среди продаваемых объектов фигурки скульпторов Knud Kyhn, Christian Thomsen, Erik Nielsen, Holger Christensen, Johannes Heedegaard, Axel Locher и Olof Paulsen.  Далее...
  • Просмотров: 6215