Интервью Ариан Мозер
English Russian
English Russian

Интервью: Ариан Мозер, исполнительный директор Artive

Artive logo

Правило дью дилидженс на рынке искусства является важнейшим условием при заключении сделок, учитывая нарастающую популярность международных онлайн маркетплейсов, и наличия огромного количества независимых продавцов-антикваров. В России антиквариат можно купить на электронных торговых площадках, онлайн-аукционах, форумах, в антикварных онлайн-магазинах. Несмотря на то, что проверить надежность продавца нелегко, количество подобных торговых площадок растет, что непременно повышает риск для покупателя (и, безусловно, для продавца, который может не знать, что продает).

— Насколько серьезна проблема подделок и краденых объектов, и как важна роль продавца? Какого продавца можно считать "хорошим", и как проверить надежность продавца?

— Довольно сложно привести достоверную статистическую оценку количества краденых произведений искусства, находящихся в обороте на легальном антикварном рынке. Многие случаи краж не сообщаются, и, помимо этого, существует большое количество неизвестных подделок. Кражи и подделки составляют большую часть арт-криминала, вместе с отмыванием денег, разграблением археологических памятников и мест раскопок. Арт-криминал является большой проблемой, а его масштабность призывает к активности ответственных и добросовестных покупателей и продавцов.

Дью дилидженс является первостепенным шагом в управлении рисками при осуществлении арт-сделок.

К сожалению, в сложившихся условиях еще не устоявшегося арт-рынка, может быть очень сложно точно идентифицировать объект и проверить надежность продавца, особенно на таких онлайновых аукционах, как eBay и т.д. Если есть сомнение, не покупайте, либо продолжайте изучение вопроса. Это может быть поиск онлайн, проверка продавца в государственных реестрах (Выписка из ЕГРЮЛ, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и др. – Holistic Auction), навести справки у своих деловых партнеров и т.д.

— Как покупатель может защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, особенно в условиях такого большого количества онлайн аукционов и маркетплейсов? Какой совет можно дать покупателю антиквариата по соблюдению правила должной добросовестности (дью дилидженс)? Какого рода проверку можно провести перед покупкой объекта, не прибегая к помощи профессионального дилера?

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (изображение предоставлено The Art Partners)

— Чтобы защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, необходимо принять достаточные меры соблюдения правила должной добросовестности, в первую очередь, «понимая», у кого вы покупаете объект. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Сколько вопросов нужно задать, чтобы получить исчерпывающую информацию, скольких проверок будет достаточно? Есть пара аспектов, которые покупатель должен всегда иметь ввиду: отследить стандарт продажи – адекватна ли заявленная цена? Проведите небольшое исследование об интересующем художнике/мастере, спросите специалиста-оценщика. Если необходимо, проведите криминалистический анализ. Также, нужно насторожиться, если личность покупателя скрывается, если у объекта отсутствует провенанс (История владения. – Holistic Auction), нет фото, описание объекта содержит много ошибок, если продавец не желает предоставить информацию о провенансе и/или состоянии объекта, если условия продажи не ясны. Обязательно учтите экспортные и импортные ограничения, которые необходимы при совершении покупки антиквариата, проверьте соответствующие ресурсы и «красные» списки (например, ICOM red flag list), просмотрите новости, выясните страну-поставщика объекта, а также время вывоза объекта из этой страны, одним словом, узнайте о провенансе как можно больше! Существует множество организаций, такие как The Art Due Diligence Group в Лондоне и Responsible Art Market Initiative в Швейцарии, которые стремятся изменить и повысить стандарты дью дилидженс, помогая во всех процессах проверки, сопутствующих покупке антиквариата.

— Какие превентивные меры можно предпринять, чтобы защитить свою коллекцию (объект)? Что можно сделать, если коллекция (объект) уже похищены?

— Конечно, существуют «физические» меры безопасности, которые могут быть предприняты: охрана, видеонаблюдение и сигнализации. Хорошие отношения со специалистами правоохранительных органов и другими специалистами, а также, другими коллекционерами, могут помочь данному вопросу. Также, документация объекта (включая место нахождения каждого объекта, условия страховки, фото, оценка объекта и отчет о его состоянии и т.д.) может ускорить поиск. Это хорошие меры для управления своей коллекцией.

Если вы стали жертвой кражи, первым делом необходимо обратиться в полицию, зарегистрировать объект в таких базах данных, как Artive, убедиться в том, что на рынке появилась информация о вашей пропаже. Вы можете начать следить за объектами, продающимися на рынке, в качестве упредительной меры, в дополнение к работе, которую уже ведет Artive. Если вы являетесь потенциальным покупателем, проверьте объект во избежание правовых споров, обеспечьте принцип добросовестности перед покупкой, как было ранее сказано.

— Интерпол является межправительственной организацией, и имеет собственную базу данных. Связан ли Artive с базой данных Интерпола? Связан ли Artive с подобными неанглоязычными базами данных?

— Интерпол — независимая структура и государственное агентство, что делает невозможным его связь с внешними организациями. Это очень ценный ресурс, поскольку он обеспечивает общение и канал связи между правоохранительными органами. Artive дает возможность профессиональной проверки базы данных Интерпола при осуществлении поиска в базе Artive.

Artive связан с неанглоязычными базами данных. Как объединяющая организация, Artive продвигает использование базы данных на национальном и международном уровнях, включая базы данных на многих языках.

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
18 июня и с 20 по 22 июня 2018 года швейцарский аукционный Schuler Auktionen проведет свои очередные торги в Цюрихе. Среди выставленных лотов будет представленно несколько русских икон XVII — XIX веков: большая двухчастная икона «Нечаянная радость – Собор Архангела Михаила» XIX века, икона «Христос Пантократор» 1-я пол. XIX века, икона «Архангел Михаил Воевода» XVIII века, икона «Святой пророк Елисей» XVII века, икона «Вознесение Илии Пророка» около 1600 года, икона «Христос Пантократор» XIX века, а также икона с окладом из бисера и рамой XIX века и другие.  Далее...
  • Просмотров: 5962
6 июня 2018 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне. Главные лоты аукциона: «Встреча в парке» Константина Сомова, работа мастера русского пейзажа Ивана Шишкина «Сосновый бор. Елабуга», «Фонтан» Павла Кузнецова, портрет «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен» в исполнении Хаима Сутина,  «Натюрморт с фруктами и сотами» Ивана Хруцкого, «Женщина в желтом платье» Александра Дейнеки, «Лежащая обнаженная» Георгия Нисского и другие.  Далее...
  • Просмотров: 7254
Мартин Ханс Борг, эксперт по русскому искусству аукционного дома Бруун Расмуссен рассказывает о русских торгах в Дании и роли провенанса при отборе предметов для аукционов: «Мы взаимодействуем с датским королевским домом, который регулярно передает нам на продажу сокровища русского искусства. Королевский и императорский провенансы лотов всегда привносят элемент исключительности в аукцион. Предстоящие летние русские торги – как раз тот самый случай».  Далее...
  • Просмотров: 8463
Соблюдение правила должной добросовестности (дью дилидженс) при проведении арт-сделок подразумевает использование баз данных предметов искусства, находящихся в розыске. Существование изолированных друг от друга баз данных затрудняет работу участников международного арт-рынка, поскольку обязывает их проявлять большую ответственность при проверке провенанса.  Далее...
  • Просмотров: 13778
Ковалёв, Алексей Анатольевич – научный сотрудник Института археологии РАН, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – рассказывает о законодательстве РФ в области защиты археологического наследия. В составе рабочей группы Правительства РФ Алексей Анатольевич принимал участие в разработке законопроекта № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».  Далее...
  • Просмотров: 7878
Инициатива The Responsible Art Market (RAM), организованная в 2015 году в Женеве, издала «Инструкции по предотвращению действий, направленных на отмывание денежных средств и финансирование терроризма» для участников арт-рынка, ведущих деятельность на арт-рынке Швейцарии и за рубежом. Инструкции предназначены, главным образом, для арт-дилеров, которые попадают под значительный риск стать инструментом для криминальных структур в схемах отмывания денег и финансирования терроризма.  Далее...
  • Просмотров: 2090
Лю И – известный художник-аквалерист из Шанхая, член Ассоциации китайских художников и Всемирного Акварельного Общества (IWS). Более двадцати его работ получили престижные награды на мировых выставках. Работы Лю И находятся в собрании музеев, правительств, библиотек, крупных компаний, арт-галерей, а также, частных коллекционеров. Кроме этого, г-н Лю И является автором нескольких книг-пособий по искусству акварели.  Далее...
  • Просмотров: 2342
О возможности создания государственного регулирования российского арт-рынка, защите интересов покупателя и ответственности продавца, рассказывает Василиса Нешатаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, автор книги «Культурные ценности. Цена и право», рекомендумой к прочтению всем интересующимся вопросами современного арт-бизнеса.  Далее...
  • Просмотров: 2269
Ариан Мозер, исполнительный директор “Artive”, рассказывает о том, как обезопасить себя при покупке или продаже антиквариата, реализуя на практике правило дью дилидженс.  Далее...
  • Просмотров: 3132