Интервью Ариан Мозер
English Russian
English Russian

Интервью: Ариан Мозер, исполнительный директор Artive


Artive logo

Правило дью дилидженс на рынке искусства является важнейшим условием при заключении сделок, учитывая нарастающую популярность международных онлайн маркетплейсов, и наличия огромного количества независимых продавцов-антикваров. В России антиквариат можно купить на электронных торговых площадках, онлайн-аукционах, форумах, в антикварных онлайн-магазинах. Несмотря на то, что проверить надежность продавца нелегко, количество подобных торговых площадок растет, что непременно повышает риск для покупателя (и, безусловно, для продавца, который может не знать, что продает).

— Насколько серьезна проблема подделок и краденых объектов, и как важна роль продавца? Какого продавца можно считать "хорошим", и как проверить надежность продавца?

— Довольно сложно привести достоверную статистическую оценку количества краденых произведений искусства, находящихся в обороте на легальном антикварном рынке. Многие случаи краж не сообщаются, и, помимо этого, существует большое количество неизвестных подделок. Кражи и подделки составляют большую часть арт-криминала, вместе с отмыванием денег, разграблением археологических памятников и мест раскопок. Арт-криминал является большой проблемой, а его масштабность призывает к активности ответственных и добросовестных покупателей и продавцов.

Дью дилидженс является первостепенным шагом в управлении рисками при осуществлении арт-сделок.

К сожалению, в сложившихся условиях еще не устоявшегося арт-рынка, может быть очень сложно точно идентифицировать объект и проверить надежность продавца, особенно на таких онлайновых аукционах, как eBay и т.д. Если есть сомнение, не покупайте, либо продолжайте изучение вопроса. Это может быть поиск онлайн, проверка продавца в государственных реестрах (Выписка из ЕГРЮЛ, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и др. – Holistic Auction), навести справки у своих деловых партнеров и т.д.

— Как покупатель может защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, особенно в условиях такого большого количества онлайн аукционов и маркетплейсов? Какой совет можно дать покупателю антиквариата по соблюдению правила должной добросовестности (дью дилидженс)? Какого рода проверку можно провести перед покупкой объекта, не прибегая к помощи профессионального дилера?

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (изображение предоставлено The Art Partners)

— Чтобы защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, необходимо принять достаточные меры соблюдения правила должной добросовестности, в первую очередь, «понимая», у кого вы покупаете объект. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Сколько вопросов нужно задать, чтобы получить исчерпывающую информацию, скольких проверок будет достаточно? Есть пара аспектов, которые покупатель должен всегда иметь ввиду: отследить стандарт продажи – адекватна ли заявленная цена? Проведите небольшое исследование об интересующем художнике/мастере, спросите специалиста-оценщика. Если необходимо, проведите криминалистический анализ. Также, нужно насторожиться, если личность покупателя скрывается, если у объекта отсутствует провенанс (История владения. – Holistic Auction), нет фото, описание объекта содержит много ошибок, если продавец не желает предоставить информацию о провенансе и/или состоянии объекта, если условия продажи не ясны. Обязательно учтите экспортные и импортные ограничения, которые необходимы при совершении покупки антиквариата, проверьте соответствующие ресурсы и «красные» списки (например, ICOM red flag list), просмотрите новости, выясните страну-поставщика объекта, а также время вывоза объекта из этой страны, одним словом, узнайте о провенансе как можно больше! Существует множество организаций, такие как The Art Due Diligence Group в Лондоне и Responsible Art Market Initiative в Швейцарии, которые стремятся изменить и повысить стандарты дью дилидженс, помогая во всех процессах проверки, сопутствующих покупке антиквариата.

— Какие превентивные меры можно предпринять, чтобы защитить свою коллекцию (объект)? Что можно сделать, если коллекция (объект) уже похищены?

— Конечно, существуют «физические» меры безопасности, которые могут быть предприняты: охрана, видеонаблюдение и сигнализации. Хорошие отношения со специалистами правоохранительных органов и другими специалистами, а также, другими коллекционерами, могут помочь данному вопросу. Также, документация объекта (включая место нахождения каждого объекта, условия страховки, фото, оценка объекта и отчет о его состоянии и т.д.) может ускорить поиск. Это хорошие меры для управления своей коллекцией.

Если вы стали жертвой кражи, первым делом необходимо обратиться в полицию, зарегистрировать объект в таких базах данных, как Artive, убедиться в том, что на рынке появилась информация о вашей пропаже. Вы можете начать следить за объектами, продающимися на рынке, в качестве упредительной меры, в дополнение к работе, которую уже ведет Artive. Если вы являетесь потенциальным покупателем, проверьте объект во избежание правовых споров, обеспечьте принцип добросовестности перед покупкой, как было ранее сказано.

— Интерпол является межправительственной организацией, и имеет собственную базу данных. Связан ли Artive с базой данных Интерпола? Связан ли Artive с подобными неанглоязычными базами данных?

— Интерпол — независимая структура и государственное агентство, что делает невозможным его связь с внешними организациями. Это очень ценный ресурс, поскольку он обеспечивает общение и канал связи между правоохранительными органами. Artive дает возможность профессиональной проверки базы данных Интерпола при осуществлении поиска в базе Artive.

Artive связан с неанглоязычными базами данных. Как объединяющая организация, Artive продвигает использование базы данных на национальном и международном уровнях, включая базы данных на многих языках.


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
28 июня 2019 года летние торги Schuler Auktionen стали мировой новостной сенсацией. Превышение эстимейта в 1000 раз было зафиксировано в швейцарском аукционном доме, когда картина, выполненная в манере Боттичелли с эстимейтом CHF 5,000-7,000, была продана за CHF 6,400,000 (без учета комиссии покупателя). «Всего было 13 участников по телефону. Присутствующие в зале были ошеломлены и не могли поверить своим ушам. Пока продолжались торги все были спокойны и сосредоточены», – говорит Михаэль Абегг, Генеральный менеджер, Schuler Auktionen.  Далее...
  • Просмотров: 429
В период с 24 по 26 сентября 2019 года женевский аукционный дом Piguet выставит на торги уникальные дизайнерские объекты, произведения современного искусства, люксовые сумки и часы. Главные лоты представлены оригинальными гобеленами известного польского скульптора Магдалены  Абаканович (1930-2017) и итальянского художника Алигьеро Боэтти (1940-1994), живописными работами выдающего польского театрального деятеля и художника Тадеуша Кантора (1915-1990), информалиста Брама ван Вельде (1895-1981), итальянского поп-арт художника Марио Скифано (1934-1998), а также изысканными дизайнерскими предметами интерьера – легендарным торшером The Marie Coquine от Philippe Starck и Baccarat и скульптурный напольным светильником в форме улитки Escargot от Le Corbusier.  Далее...
  • Просмотров: 10912
24 сентября 2019 в рамках осенних торгов женевский аукционный дом Piguet впервые в Швейцарии выставит на продажу 62 уникальных лота – окаменелости минувших геологических эпох – ископаемые остатки динозавров, древных рыб и беспозвоночных. Среди главных лотов – уникальный аутентичный скелет тесцелозавра «Максимус», обнаруженный в Южной Дакоте в 2018 г., отличающийся исключительной сохранностью. Список лотов продолжает окаменелость пресноводной акулы ортакантус, нижняя челюсть аллозавра, рог трицератопса, целая передняя нога камаразавра, череп энтелодонта – «адской свиньи», череп морской рептилии стеноптеригиус, зуб тираннозавра и другие интересные объекты.  Далее...
  • Просмотров: 5986
В период с 16 по 20 сентября 2019 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen выставит на продажу работы европейских художников XV – XIX вв. Предстоящие торги ознаменованы редкими произведениями голландских мастеров. Среди главных лотов будут картины Виллема ван Мириса (1662–1747) «Избиение младенцев в Вифлееме» (ок. 1696), Гаспара Петера Вербрюггена Младшего (1664–1730) «Букет цветов в мраморной вазе со скульптурой ангелочка», «Автопортрет» студии Антона Рафаэля Менгса (1728–1779), «Искушение святого Антония» – атрибуция Йооса де Момпера (1564–1635) и Давида Тенирса Младшего (1610–1690), характерный «Зимний пейзаж с рекой и городом» Томаса Хиреманса (1640–1697), монументальная живопись Николаса Хенри де Грея «Луна и Аврора» (1886), «Верховые войска входят в деревню» (ок. 1665) Ламберта де Хонда Старшего (1620–1665) и другие работы известных мастеров.  Далее...
  • Просмотров: 3872
В рамках своих осенних торгов, с 16 по 20 сентября 2019, швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen выставит русские иконы XVIII-XIX вв., в том числе Фаберже, и предметы в стиле великого русского ювелира. Среди продаваемых лотов: подвесные иконы Фаберже «Казанская икона Божией Матери» и «Христос Пантократор» ок. 1910, икона «Св. Николай» XIX в., икона «Основатели монастыря Зосима и Cавватий Соловецкие» XIX в., «Владимирская икона Божией Матери» ок. 1800 г., «Синаксис Святых Иерархов» ок. 1800, «Собрание Святых и Иерархов» ок. 1800 г., «Владимирская икона Божией Матери» в позолоченном басменном окладе VIII в., «Двунадесятые праздники и Страсти Христовы» XIX в., «Апостол Св. Марк» 1804 г., «Успение Пресвятой Богородицы» 1800 г. На аукционе будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства в стиле Фаберже – театральный бинокль, настольные часы и часы-яйцо, выполненные по модели часов Фаберже (мастер Михаил Перчин) 1899 г., которые были подарены Императором Николаем II супруге Александре Федоровне, и в настоящее время находящиеся в Оружейной палате в Кремле.  Далее...
  • Просмотров: 5275
Начало осени для аукционного дома Piguet ознаменовано торгами в изысканных интерьерах дома в городе Лютри недалеко от Лозанны. Всего 576 лотов – в течение одного дня будет распродаваться убранство холла, гостиной, кабинета, столовой, голубой и зеленой спальни, библиотеки, галереи, бильярдной, бассейна и сада. Среди главных лотов будут работы швейцарских художников Франсуа Босьона (1828-1890) «Купальщик и рыбаки в Рива» и пейзаж «На берегу озера» Альфреда Шаванна (1836–1894), мебель эпохи Людовика XVI (1754–1793) – парные консоли, секретер с откидной крышкой, мраморные и бронзовые настольные часы – редкая люстра в стиле эпохи французского Регентства (XIX в.), сентиментальная акварель шотландского художника Уильяма Рассела Флинта (1880-1969), парные китайские и японские вазы и бронзовая фигурка томата на тарелке современных скульпторов Popliteo.  Далее...
  • Просмотров: 8244
Картины европейских художников XV-XIX вв. будут среди топовых лотов на летних торгах Schuler Auktionen 24-28 июня 2019 г. Работа кисти известного французского анималиста Альфреда де Дрё (1810-1860), яркий натюрморт Джакомо Фарделла де Калвелло (1624-1706), высокотехничный и реалистичный портрет Яна Антонисзона ван Равестейна (1572-1657), альпийский пейзаж Франца Рихарда Унтербергера (1838-1902), две работы Карла Шпицвега (1808-1885) с сильным провенансом и картины других художников будут представлены на торгах.  Далее...
  • Просмотров: 6553
С 26 по 28 июня 2019 г. в рамках традиционных летних торгов аукционный дом Schuler Auktionen выставит русские иконы XVII – XIX вв. Среди продаваемых лотов: икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVII в., «Св. Георгий Победоносец» XVIII в., «Казанская икона Божией матери» в басменном окладе с речным жемчугом XIX в., икона «Св. Николай Чудотворец» XIX в., «Сошествие Христа в ад» XVIII в., большая икона «Двунадесятые праздники» ок. 1800 г., «Божия Матерь Одигитрия» ок. 1800 г., триптих «Основатель храма» XIX в., икона «Христос Пантократор» XIX в.  Далее...
  • Просмотров: 7294
5 июня 2019 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне и представит редкие работы русских художников. Среди топовых лотов будет «Бахчисарай» Бориса Кустодиева (1878–1927) с нехарактерным для его творчества восточным мотивом, «Юные мечты (Цесаревич)» мастера фольклорно-исторической живописи Виктора Васнецова (1848–1926), «Портрет Александра Божерьянова» Юрия Анненкова (1889–1974), «Портрет графа Никиты Ивановича Панина» Федора Рокотова (ок. 1735-1808), “Santi Apostoli, Venezia” Петра Кончаловского (1876–1956), «Пейзаж с лыжниками» Константина Юона (1875–1958). Кроме этого, будут выставлены десертные тарелки Императорского фарфорового завода из приданого Великой княжны Александры Николаевны (1825–1844).  Далее...
  • Просмотров: 12034