Интервью Ариан Мозер
English Russian
English Russian

Интервью: Ариан Мозер, исполнительный директор Artive


Artive logo

Правило дью дилидженс на рынке искусства является важнейшим условием при заключении сделок, учитывая нарастающую популярность международных онлайн маркетплейсов, и наличия огромного количества независимых продавцов-антикваров. В России антиквариат можно купить на электронных торговых площадках, онлайн-аукционах, форумах, в антикварных онлайн-магазинах. Несмотря на то, что проверить надежность продавца нелегко, количество подобных торговых площадок растет, что непременно повышает риск для покупателя (и, безусловно, для продавца, который может не знать, что продает).

— Насколько серьезна проблема подделок и краденых объектов, и как важна роль продавца? Какого продавца можно считать "хорошим", и как проверить надежность продавца?

— Довольно сложно привести достоверную статистическую оценку количества краденых произведений искусства, находящихся в обороте на легальном антикварном рынке. Многие случаи краж не сообщаются, и, помимо этого, существует большое количество неизвестных подделок. Кражи и подделки составляют большую часть арт-криминала, вместе с отмыванием денег, разграблением археологических памятников и мест раскопок. Арт-криминал является большой проблемой, а его масштабность призывает к активности ответственных и добросовестных покупателей и продавцов.

Дью дилидженс является первостепенным шагом в управлении рисками при осуществлении арт-сделок.

К сожалению, в сложившихся условиях еще не устоявшегося арт-рынка, может быть очень сложно точно идентифицировать объект и проверить надежность продавца, особенно на таких онлайновых аукционах, как eBay и т.д. Если есть сомнение, не покупайте, либо продолжайте изучение вопроса. Это может быть поиск онлайн, проверка продавца в государственных реестрах (Выписка из ЕГРЮЛ, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и др. – Holistic Auction), навести справки у своих деловых партнеров и т.д.

— Как покупатель может защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, особенно в условиях такого большого количества онлайн аукционов и маркетплейсов? Какой совет можно дать покупателю антиквариата по соблюдению правила должной добросовестности (дью дилидженс)? Какого рода проверку можно провести перед покупкой объекта, не прибегая к помощи профессионального дилера?

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (изображение предоставлено The Art Partners)

— Чтобы защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, необходимо принять достаточные меры соблюдения правила должной добросовестности, в первую очередь, «понимая», у кого вы покупаете объект. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Сколько вопросов нужно задать, чтобы получить исчерпывающую информацию, скольких проверок будет достаточно? Есть пара аспектов, которые покупатель должен всегда иметь ввиду: отследить стандарт продажи – адекватна ли заявленная цена? Проведите небольшое исследование об интересующем художнике/мастере, спросите специалиста-оценщика. Если необходимо, проведите криминалистический анализ. Также, нужно насторожиться, если личность покупателя скрывается, если у объекта отсутствует провенанс (История владения. – Holistic Auction), нет фото, описание объекта содержит много ошибок, если продавец не желает предоставить информацию о провенансе и/или состоянии объекта, если условия продажи не ясны. Обязательно учтите экспортные и импортные ограничения, которые необходимы при совершении покупки антиквариата, проверьте соответствующие ресурсы и «красные» списки (например, ICOM red flag list), просмотрите новости, выясните страну-поставщика объекта, а также время вывоза объекта из этой страны, одним словом, узнайте о провенансе как можно больше! Существует множество организаций, такие как The Art Due Diligence Group в Лондоне и Responsible Art Market Initiative в Швейцарии, которые стремятся изменить и повысить стандарты дью дилидженс, помогая во всех процессах проверки, сопутствующих покупке антиквариата.

— Какие превентивные меры можно предпринять, чтобы защитить свою коллекцию (объект)? Что можно сделать, если коллекция (объект) уже похищены?

— Конечно, существуют «физические» меры безопасности, которые могут быть предприняты: охрана, видеонаблюдение и сигнализации. Хорошие отношения со специалистами правоохранительных органов и другими специалистами, а также, другими коллекционерами, могут помочь данному вопросу. Также, документация объекта (включая место нахождения каждого объекта, условия страховки, фото, оценка объекта и отчет о его состоянии и т.д.) может ускорить поиск. Это хорошие меры для управления своей коллекцией.

Если вы стали жертвой кражи, первым делом необходимо обратиться в полицию, зарегистрировать объект в таких базах данных, как Artive, убедиться в том, что на рынке появилась информация о вашей пропаже. Вы можете начать следить за объектами, продающимися на рынке, в качестве упредительной меры, в дополнение к работе, которую уже ведет Artive. Если вы являетесь потенциальным покупателем, проверьте объект во избежание правовых споров, обеспечьте принцип добросовестности перед покупкой, как было ранее сказано.

— Интерпол является межправительственной организацией, и имеет собственную базу данных. Связан ли Artive с базой данных Интерпола? Связан ли Artive с подобными неанглоязычными базами данных?

— Интерпол — независимая структура и государственное агентство, что делает невозможным его связь с внешними организациями. Это очень ценный ресурс, поскольку он обеспечивает общение и канал связи между правоохранительными органами. Artive дает возможность профессиональной проверки базы данных Интерпола при осуществлении поиска в базе Artive.

Artive связан с неанглоязычными базами данных. Как объединяющая организация, Artive продвигает использование базы данных на национальном и международном уровнях, включая базы данных на многих языках.


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen проведет весенние торги и представит работы европейских художников XV-XIX вв. Среди продаваемых лотов – большая серия работ с сильным провенансом, посвященная библейским сюжетам, пейзажная живопись и редкие натюрморты.  Далее...
  • Просмотров: 9696
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen представит русский фарфор и редкие иконы XVIII-XIX вв. Отдельным важным лотом станет зимний пейзаж в серо-перламутровых тонах Исаака Левитана.  Далее...
  • Просмотров: 6945
5 марта 2020 года ведущий в Финляндии аукционный дом Hagelstam & Co. проведет свои традиционные весенние торги классического искусства, на которых выставит работы русских живописцев XIX-XX вв., большую коллекцию фарфора с провенансом – завод Попова периода XIX в., ЛФЗ 1920-30 гг., Гарднера, редкие эмали клуазоне и икону в киоте Вход Господень в Иерусалим XIX в. Всего на аукционе будет около 290 лотов – редкие работы финских художников «Золотого века», бронза, мебель, книги, из которых русское искусство будет представлено 85 лотами.  Далее...
  • Просмотров: 8335
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит большую коллекцию редких работ голландских мастеров XVII-XIX вв. Среди главных лотов будет важный автопортрет «За чтением» кисти Михаэля Свертса (1618–1664) из частной коллекции в Базеле, «Зимний пейзаж с развлечениями на льду около руин Виллер-ла-Виль» кисти Фредерика Маринуса Круземана (1816–1882), являющийся первым изображением руин монастыря в исполнении художника, «Вид на улицу из церкви Святого Северина, Кельн» кисти голландского архитектурного живописца и изобретателя уличного освещения в Амстердаме Яна ван дер Хейдена (1637–1712) и другие редкие работы из частных собраний.  Далее...
  • Просмотров: 5086
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит русские иконы XVII-XX вв.. Всего будет представлено 25 лотов. Среди главных лотов: икона «Вознесение Господне» XVII в., «Седмица» XIX в., подвесная икона Фаберже «Христос Пантократор» (ок. 1910 г.), Владимирская икона Божией Матери, декорированная вышивкой, ок. 1800 г., большая икона «Св. Александр Невский» (ок. 1900), «Праздники» XIX в., Тихвинская икона Божией Матери XVIII в. и другие иконы из частной коллекции в Швейцарии.  Далее...
  • Просмотров: 5856
В период 1 по 9 декабря женевский аукционный дом Piguet будет проводить онлайн аукцион, на котором представит часы и изделия из кожи известных люксовых брендов. 12 декабря 2019 года будет проведен традиционный аукцион, где с молотка уйдут топовые лоты из ассортимента зимних торгов. Среди представленных брендов – Hermes, Chanel, Gucci, Louis Vuitton, Cartier, Chopard, Rolex, Patek Philippe, Audemars Piguet, Beritling, Bulgali, Frank Muller, Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin и другие известные производители.  Далее...
  • Просмотров: 7701
В рамках зимних торгов в период с 10 по 12 декабря 2019 г. женевский аукционный дом Piguet выставит 26 важных лотов русского искусства – иконы, эмали и предметы декоративно-прикладного искусства. Среди главных лотов будет важный ковш поставщика Императорского двора Владимира Морозова, Санкт-Петербург, нач. XX вв., шесть миловидных фигурок, атрибуция Карла Фаберже, XX в., из коллекции известной семьи Van den Broek d'Obrenan, бронзовая скульптура «Воевода, Боярин Морозов», выполненная по мотивам Евгения Лансере (1875-1946), два графина, Юлий Раппопорт для Фаберже, Россия, нач. XX в, позолоченные чаша и тарелка с перегородчатой эмалью из коллекции инженера и консула Швейцарии в Санкт-Петербурге (1839-1901) Louis Eugène Dupont, а также другие коллекционные объекты.  Далее...
  • Просмотров: 7033
На предстоящих декабрьских торгах женевский аукционный дом Piguet представит редкие живописные работы, скульптуры и графику эпохи постимпрессионизма и модернизма. На аукцион будет выставлена «Сена в Вальване» (1901) известного швейцарского живописца Феликса Валлотона (1865-1925), несколько работ французского экспрессиониста Бернара Бюффеа (1928-1999), включая его пейзаж «Карантек, лодки на мели во время отлива», романтичный пейзаж «Мулен де ла Галетт на Монмартре» (1918) кисти Мориса Утрилло (1883-1955), пейзаж с видом Парижа "Quais de Seine" Жана Дюфи (1888-1964), пейзаж «Небольшие ворота, туман» Альбера Марке (1875-1947), «Смотрящая за свиньями» французского фовиста Отона Фриеза (1879-1949), несколько «танцующих» скульптур мастера ар-деко Деметра Чипаруса  (1886-1947) и другие важные работы.  Далее...
  • Просмотров: 6873
2 декабря 2019 парижский аукционный дом Millon проведет грандиозные торги русского искуства. На продажу будут выставлены иконы XVI – нач. XX вв., картины русских художников от XIX в. до авангарда, парижской школы и современного искусства. Будет распродана большая коллекция подстаканников XIX-XX вв., эмалей XIX в. и изделий Фаберже, а также фарфор российских фабрик XIX-XX вв, скульптуры, дореволюционные ордена, редкие книги, и даже предметы наследия и фотографии Романовых. Среди топовых лотов будет масштабная «Медуза» Василия Котарбинского (1849-1921), безмятежный пейзаж «Вилла Албани, Рим» исторического живописца Василия Раева (1807-1871), жизнерадостная работа «Петух» кисти Николая Тархова (1871-1939), иллюстрация «На Донбассе», созданния известным монументалистом и графиков Александром Дейнекой для газеты «Безбожник у станка» и другие важные предметы.  Далее...
  • Просмотров: 8267