Интервью Ариан Мозер страница 2
English Russian
English Russian

Интервью: Ариан Мозер, исполнительный директор Artive

Artive logo

Правило дью дилидженс на рынке искусства является важнейшим условием при заключении сделок, учитывая нарастающую популярность международных онлайн маркетплейсов, и наличия огромного количества независимых продавцов-антикваров. В России антиквариат можно купить на электронных торговых площадках, онлайн-аукционах, форумах, в антикварных онлайн-магазинах. Несмотря на то, что проверить надежность продавца нелегко, количество подобных торговых площадок растет, что непременно повышает риск для покупателя (и, безусловно, для продавца, который может не знать, что продает).

— Насколько серьезна проблема подделок и краденых объектов, и как важна роль продавца? Какого продавца можно считать "хорошим", и как проверить надежность продавца?

— Довольно сложно привести достоверную статистическую оценку количества краденых произведений искусства, находящихся в обороте на легальном антикварном рынке. Многие случаи краж не сообщаются, и, помимо этого, существует большое количество неизвестных подделок. Кражи и подделки составляют большую часть арт-криминала, вместе с отмыванием денег, разграблением археологических памятников и мест раскопок. Арт-криминал является большой проблемой, а его масштабность призывает к активности ответственных и добросовестных покупателей и продавцов.

Дью дилидженс является первостепенным шагом в управлении рисками при осуществлении арт-сделок.

К сожалению, в сложившихся условиях еще не устоявшегося арт-рынка, может быть очень сложно точно идентифицировать объект и проверить надежность продавца, особенно на таких онлайновых аукционах, как eBay и т.д. Если есть сомнение, не покупайте, либо продолжайте изучение вопроса. Это может быть поиск онлайн, проверка продавца в государственных реестрах (Выписка из ЕГРЮЛ, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и др. – Holistic Auction), навести справки у своих деловых партнеров и т.д.

— Как покупатель может защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, особенно в условиях такого большого количества онлайн аукционов и маркетплейсов? Какой совет можно дать покупателю антиквариата по соблюдению правила должной добросовестности (дью дилидженс)? Какого рода проверку можно провести перед покупкой объекта, не прибегая к помощи профессионального дилера?

Ариан Мозер (Ariane Moser)
Ариан Мозер (изображение предоставлено The Art Partners)

— Чтобы защитить себя от покупки подделки или краденого объекта, необходимо принять достаточные меры соблюдения правила должной добросовестности, в первую очередь, «понимая», у кого вы покупаете объект. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Сколько вопросов нужно задать, чтобы получить исчерпывающую информацию, скольких проверок будет достаточно? Есть пара аспектов, которые покупатель должен всегда иметь ввиду: отследить стандарт продажи – адекватна ли заявленная цена? Проведите небольшое исследование об интересующем художнике/мастере, спросите специалиста-оценщика. Если необходимо, проведите криминалистический анализ. Также, нужно насторожиться, если личность покупателя скрывается, если у объекта отсутствует провенанс (История владения. – Holistic Auction), нет фото, описание объекта содержит много ошибок, если продавец не желает предоставить информацию о провенансе и/или состоянии объекта, если условия продажи не ясны. Обязательно учтите экспортные и импортные ограничения, которые необходимы при совершении покупки антиквариата, проверьте соответствующие ресурсы и «красные» списки (например, ICOM red flag list), просмотрите новости, выясните страну-поставщика объекта, а также время вывоза объекта из этой страны, одним словом, узнайте о провенансе как можно больше! Существует множество организаций, такие как The Art Due Diligence Group в Лондоне и Responsible Art Market Initiative в Швейцарии, которые стремятся изменить и повысить стандарты дью дилидженс, помогая во всех процессах проверки, сопутствующих покупке антиквариата.

— Какие превентивные меры можно предпринять, чтобы защитить свою коллекцию (объект)? Что можно сделать, если коллекция (объект) уже похищены?

— Конечно, существуют «физические» меры безопасности, которые могут быть предприняты: охрана, видеонаблюдение и сигнализации. Хорошие отношения со специалистами правоохранительных органов и другими специалистами, а также, другими коллекционерами, могут помочь данному вопросу. Также, документация объекта (включая место нахождения каждого объекта, условия страховки, фото, оценка объекта и отчет о его состоянии и т.д.) может ускорить поиск. Это хорошие меры для управления своей коллекцией.

Если вы стали жертвой кражи, первым делом необходимо обратиться в полицию, зарегистрировать объект в таких базах данных, как Artive, убедиться в том, что на рынке появилась информация о вашей пропаже. Вы можете начать следить за объектами, продающимися на рынке, в качестве упредительной меры, в дополнение к работе, которую уже ведет Artive. Если вы являетесь потенциальным покупателем, проверьте объект во избежание правовых споров, обеспечьте принцип добросовестности перед покупкой, как было ранее сказано.

— Интерпол является межправительственной организацией, и имеет собственную базу данных. Связан ли Artive с базой данных Интерпола? Связан ли Artive с подобными неанглоязычными базами данных?

— Интерпол — независимая структура и государственное агентство, что делает невозможным его связь с внешними организациями. Это очень ценный ресурс, поскольку он обеспечивает общение и канал связи между правоохранительными органами. Artive дает возможность профессиональной проверки базы данных Интерпола при осуществлении поиска в базе Artive.

Artive связан с неанглоязычными базами данных. Как объединяющая организация, Artive продвигает использование базы данных на национальном и международном уровнях, включая базы данных на многих языках.

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
С декабря 2015 до октября 2016 года в Эрмитаже проходила уникальная выставка «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа». Затейливые предметы с анимационными, музыкальными и часовыми механизмами, созданные западноевропейскими и российскими мастерами, являются значимой частью коллекции Эрмитажа. Выставка пользовалась большой популярностью у посетителей Эрмитажа, поэтому, вместо того, чтобы завершить ее в апреле, как и было запланировано, ее продлили еще на шесть месяцев. Примечательно, что многие творения выставлялись впервые: из них более трети ранее не демонстрировались широкой публике.  Далее...
  • Просмотров: 3981
Историческое развитие часовой промышленности привело к тому, что Швейцария заняла свое место на мировом рынке часов, заработав репутацию как эталон точности и надежности механизма. Это заставило производителей Швейцарии защищать свои изделия от подделок. Маркировка швейцарских часов – неотъемлемый аспект производства, за которым стоит мастерство нескольких поколений швейцарских часовщиков. Стремление Швейцарии защитить знак «Swiss made» является важным показателем ценности швейцарского происхождения.  Далее...
  • Просмотров: 5270
В декабре 2010-го и 2011-го года в женевском аукционном доме «Hotel Des Ventes» с молотка ушли редчайшие исторические лоты. Это были никогда ранее не публиковавшиеся письма членов царской семьи Романовых, уникальные фотографии представителей династии и много других документов и предметов. Торги прошли крайне успешно: лоты были куплены по невероятно высоким ценам. Но каким образом в руки дома и его директора Бернара Пиге попала эта уникальная коллекция о которой никто не слышал?  Далее...
  • Просмотров: 9236
Швейцарское часовое дело с первых дней своего зарождения славилось продукцией высочайшего качества. Швейцарские часовщики поколениями оттачивали мастерство, передавая знания из поколения в поколение, развивая старые наработки и изобретая новые технологии. О швейцарском происхождении часов говорит маркировка «Swiss made», нанесенная на циферблат. Чтобы нанести эту маркировку производителю нужно выполнить ряд требований, которые регламентируются швейцарским законодательством. В нашей статье Вы можете ознакомиться с переводом закона о «Swiss made».  Далее...
  • Просмотров: 10095
Древние украшения славян дошли до нас из глубины веков в составе кладов, сохранившихся со времен монголо-татарского нашествия. Прошедшая выставка "Клады Древней Руси в собрании Русского музея", предоставила уникальную возможность оценить мастерство древних ювелиров и красоту украшений, находившихся в обиходе славян в XI-XIII веках.  Далее...
  • Просмотров: 7495