MacDougall’s
English Russian
English Russian

Редкие шедевры русского искусства и императорский провенанс на торгах MacDougall’s 5 июня 2019 в Лондоне


5 июня 2019 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне и представит редкие работы русских художников, а также сохранившуюся часть императорского сервиза с уникальным провенансом.

Ознакомиться с лотами можно пройдя по ссылке

Борис Кустодиев (1878–1927). Бахчисарай.
Борис Кустодиев (1878–1927). «Бахчисарай».
Подпись, дата 1917.
Холст/масло. 80,5* 94 см.
Больше изображений здесь.

На торги будет выставлена очень редкая по тематике картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» 1917 г. (эстимейт 1,200,000-1,800,000 GBP) с нехарактерным для творчества художника восточным мотивом. Кустодиев поехал в Крым на лечение в 1915 г., о чем не очень радостно отзывался в своих письмах, поскольку лечение не принесло ожидаемого результата. Вероятно, единственной работой из этой поездки стал акварельный этюд, написанный Кустодиевым в Бахчисарае, в настоящее время хранящийся в Национальной галерее Армении, и положивший структурную и композиционную основу для работы на холсте. Полотно «Бахчисарай», главным образом, передает краски и свет, какие художник наблюдал вечером в маленьком татарском городке. Композиция включает большое количество персонажей и полноту характерных деталей – это натуралистично передает атмосферу и собирательный образ востока. Кустодиевское видение окружающего мира примечательно своей реалистичностью и индивидуальностью одновременно: избегая буквальной цветовой передачи, художник нарочито выбирает чистые цвета для «Бахчисарая», что создает яркий световой и тоновый контраст, точно передающий состояние природы и настроение происходящего действа.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом V. Petrov.

Провенанс:

  • Коллекция N.D. Andersen, Ленинград.
  • Приобретено дедом предыдущего владельца.
  • Частная коллекция, Великобритания.

Выставки:

  • "Мир искусства", Петроград, 1918.
  • "Борис Михайлович Кустодиев", Государственный Эрмитаж, Ленинград, 1959.

Литература:

  • Выставочный каталог "Мир искусства", Санкт-Петербург, 1918, стр. 9, номер 174.
  • В. Воинов, "Б.M. Кустодиев", Ленинград, Государственное издательство, 1925, стр. 84.
  • Выставочный каталог, "Кустодиев", Ленинград, 1959, стр. 37.
  • M. Эткинд, "Борис Михайлович Кустодиев", Ленинград, Искусство, 1960, стр. 197.
  • M. Эткинд, "Борис Михайлович Кустодиев", Советский художник, 1982, стр. 178.

Связанная литература:

  • "Государственная картинная галерея Армении. Живопись. Скульптура. Рисунок. Театр. Каталог", Ереван, Айастан, 1965, стр. 502, "Продавцы фруктов. Бахчисарай".
Виктор Васнецов (1848–1926). Юные мечты (Цесаревич).
Виктор Васнецов (1848–1926). «Юные мечты (Цесаревич)».
Подпись, дата 1918 и 1922 гг.
Холст/масло. 107*67 см.
Больше изображений здесь.

Работа мастера фольклорно-исторической живописи Виктора Васнецова «Юные мечты (Цесаревич)» 1918 и 1922 гг. (эстимейт 650,000-900,000 GBP) изображает романтический образ ребенка, мечтательно смотрящего вдаль. Расписные стены и орнамент обтянутого тканью стула, детали убранства и одежды погружают зрителя в патриархальную атмосферу московского княжеского двора. Картина перекликается с эпическим произведением художника «Баян» (1910 г.), на котором одним из главных героев является мальчик, слушающий песнь древнерусского сказителя. Образ мальчика со светло-каштановыми волосами и светлой кожей, изображенный на обоих картинах, является характерным типажом Виктора Васнецова: вероятно, моделью художника для обоих полотен был его сын Владимир.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом V. Petrov.

Провенанс:

  • Частная коллекция, Европа.

Выставки:

  • "XVII выставка картин Союза русских художников", Москва, 31 декабря 1922–22 января 1923.
  • "The Russian Art Exhibition, Grand Central Palace", New York, 1924.

Литература:

  • Выставочный каталог, "Каталог XVII выставки картин Союза русских художников", Москва, 1923, стр. 5, номер 42.
  • Exhibition catalogue, C. Brinton, "The Russian Art Exhibition", New York, Grand Central Palace, 1924, No. 812.
  • "Виктор Михайлович Васнецов. Мир художников. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников", Москва, Искусство, 1987, стр. 449.
  • Л. Гладкова, Э. Пастон, «Две работы Виктора Васнецова», "Русская галерея", номер 1, 2001, стр. 48–50.
Юрий Анненков (1889–1974). Портрет Александра Божерьянова.
Юрий Анненков (1889–1974). «Портрет Александра Божерьянова».
Подпись с инициалами.
Тушь и коллаж бумагой на бумаге. 28*43 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет Александра Божерьянова» (эстимейт 250,000-400,000 GBP) был написан известным русским живописцем и графиком Юрием Анненковым. Предположительно, портрет был создан в 1921 г., когда художники вместе работали над постановкой в театре Вольной комедии в Петрограде.

Портрет принадлежит известной серии «Портреты», созданной Анненковым, которую художник писал со своих современников – многих деятелей русской культуры. Выставляемый портрет является классическим образцом творчества Анненкова. Все портреты серии намеренно выполнены черными чернилами и карандашом на бумаге в едином стиле: изображение включает только голову модели и выполнено резкими линиями, характерными для европейского ар-деко.

Портрет Александра Божерьянова несет явный социобиографический характер: Божерьянов изображен на фоне баночки с чернилами и тюбика с краской – основной инструмент художника, и зарисовок Петрограда того времени.

Провенанс:

  • Частная коллекция, Европа.

Литература:

  • Ю. Анненков, "Портреты", Петроград, Петрополис, 1922, стр. 111 стр. 166.
Федор Рокотов (ок. 1735-1808). Портрет графа Никиты Ивановича Панина.
Федор Рокотов (ок. 1735-1808). «Портрет графа Никиты Ивановича Панина».
Холст/масло. 61,5*47,5 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет графа Никиты Ивановича Панина» (эстимейт 200,000-300,000 GBP) был написан Федором Рокотовым, вероятно, в 1760-1770 гг., в честь награждения Панина Орденом Св. апостола Андрея Первозванного 22 мая 1762 г. – высшей награды Российской империи – за 12 лет дипломатической службы. Дискуссия искусствоведов привела ко мению, что портрет мог быть написан, также, в 1766–1767 гг., во время работы Рокотова над серией портретов Екатерины II для русских посольств за границей. Похожий портрет Панина в исполнении художника 18 века Василия Ярославского находится в запасниках Русского музея.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом L. Markina. Имеется сертификат подлинности от эксперта E. Ivanova.

Провенанс:

  • Коллекция Otto Andrup, Director of the Museum of National History at Frederiksborg Castle, Дания, с ок. 1912 до 1955.
  • "Auction of the Estate of Otto Andrup", Bruun Rasmussen, продажа 68, 1955, лот 28.
  • Коллекция Sigvard Skov, Director of Koldinghus Castle Museum, Дания, с 1955 до 1987.
  • Частная коллекция, Великобритания.

Литература:

  • E. Ivanova, E. Rolfe-Smith, A. Berezin, «Портрет Н. И. Панина в раннем наследии Ф. С. Рокотова», "Антикварный мир", номер 11, апрель 2017, стр. 137–151.
Петр Кончаловский (1876–1956). Santi Apostoli, Venezia.
Петр Кончаловский (1876–1956). “Santi Apostoli, Venezia”.
Подпись. Далее подписана, пронумерована “551” и датирована 1924 на обороте.
Холст/масло. 79*61 см.
Больше изображений здесь.

“Santi Apostoli, Venezia” (эстимейт 300,000-500,000 GBP) была написана Петром Кончаловским в 1924 г. во время командировки художника в Венецию. Поездка Кончаловского в Италию стала возможной после длительных переговоров между СССР и Италией, когда было решено представить советское искусство на Венецианской биеннале – среди 600 отобранных работ было несколько картин Кончаловского. Художник ранее уже был в Италии в 1903 г., но в тот период впечатлился красотой Рима, куда очень хотел вернуться – так он и сделал во время своего пребывания в Венеции. Но именно после поездки в Рим, на обратном пути домой, художник снова посетил Венецию и, очарованный ее архитектурой, представил абсолютно новое видение «своей» Венеции: холодный камень, зеленая поверхность воды, теплые, прогретые солнцем старые стены и композиционная динамика придают работе сильную внутреннюю энергию.

Провенанс:

  • Приобретено предыдущим владельцем на выставке Кончаловского в Лондоне в 1925 г.
  • Частная коллекция, Великобритания.
  • "Russian Pictures", Sotheby’s London, 21 мая 2003, лот 192.
  • Частная коллекция, Швейцария.

Выставка:

  • "Exhibition of P. Konchalovsky", London, 1925.

Литература:

  • В. Никольский, "Петр Петрович Кончаловский", Москва, Всекохудожник, 1936, стр. 12.
  • "Кончаловский. Художественное наследие", Москва, Искусство, 1964, стр. 110.
  • М. Найман, "П. П. Кончаловский", Москва, Советский художник, 1967.
Александр Яковлев (1887–1938). Портрет китайца.
Александр Яковлев (1887–1938). «Портрет китайца».
Ок. 1918 г.
Сангина, уголь, карандаш на бумаге. 155*63,5 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет китайца» Александра Яковлева (эстимейт 150,000-200,000 GBP) размером полтора метра в высоту – очень редкая для художника работа подобного масштаба. Портрет был создан во время первой поездки Яковлева на Дальний Восток 1917-1919 гг. Тогда художник посетил Монголию, Японию и Китай по стипендии от Академии художеств. Яковлев активно наблюдал за течением жизни местных жителей: посещал храмы и бедные деревни, бывал на различных церемониях, ходил с рыбаками в море, общался с ныряльщиками за жемчугом. Выставляемая работа отличается высоким мастерством и качеством рисунка в передаче характера натурщика.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом E. Yakovleva.

Провенанс:

  • Коллекция оперной певицы Александры Яковлевой (1889–1979), сестры художника.
  • Приобретено у нее предыдущим владельцем в 1978 (надпись на обороте).
  • Частная коллекция, США.

Выставка:

  • Вероятно, "Exhibition of works by Alexander Yakovlev", Gallery Barbazanges, Париж, апрель–май 1920.
  • Вероятно, "Exhibition of works by Alexander Yakovlev", Grafton Gallery, London, май–июнь 1920.
Константин Юон (1875–1958). Пейзаж с лыжниками.
Константин Юон (1875–1958). «Пейзаж с лыжниками».
Ок. 1915 г. Подпись.
Холст/масло. 76*111,5 см.
Больше изображений здесь.

Размером более метра «Пейзаж с лыжниками» (эстимейт 550,000-800,000 GBP) кисти Константина Юона был написан в 1910-е гг., когда художник поселился со своей женой в деревне Лигачево недалеко от Москвы. В этот период зимний пейзаж стал излюбленным жанром художника. Юон писал свои зимние работы, выходя на пленэр, потом дорабатывал их дома до следующего выхода на открытый воздух.

«Пейзаж с лыжниками» композиционно акцентирует внимание на ритме, создаваемом фигурами детей и цветовыми массами деревьев, распределенных каскадом, а также легкими следами лыж на снегу. Художник передал мягкость розовых тонов снега, комбинируя его с бликами солнечного света, за счет чего достигается ощущение чистоты морозного воздуха. Элемент жанра с катающимися на лыжах детьми и резвящимися собаками создает уютную атмосферу подмосковья того времени.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертами V. Kruglov и E. Shilova.

Провенанс:

  • Коллекция M.A. Yablokov, Москва, ок. 1918.
  • Частная коллекция, Европа.

Литература:

  • Репродукция на открытке, 1916.
  • А. Койранский, "К.Ф. Юон", Петроград, А.Э. Коган, 1918, стр. 42; стр. 74.
  • Н. Третьяков, "Константин Федорович Юон", Москва, Искусство, 1957, стр. 106.

Сохранившаяся часть императорского сервиза

Десертная тарелка

Больше изображений здесь.

Стоит отметить уникальную коллекцию десертных фарфоровых тарелок Императорского фарфорового завода периода правления Николая I (1825-1855) из обеденного сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны. Сервиз был сделан в 1843-1844 гг. по приказу Николая I специально для своей дочери. Коллекция представлена 61 лотом (лот 311-373).

Великая княжна Александра Николаевна была четвертым ребенком Николая I и Александры Федоровны и первой женой князя Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского. Она родилась в Царском Селе в 1825 году и была ласково известна как «Адини». Князь Фредерик и Адини влюбились во время его визита в Санкт-Петербург зимой 1843 года, и 28 июня 1843 года было объявлено об их помолвке. К сожалению, Адини заболела туберкулезом перед свадьбой и вскоре скончалась, так и не покидая Россию. По настоянию императора Николая I и императрицы Александры Федоровны приданое, уже отправленное в Великое герцогство Гессенское, оставалось там в распоряжении князя.

Провенанс:

  • Тарелки были частью приданого Великой княжны Александры Николаевны (1825–1844) на ее свадьбу в 1844 г. с Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским (1820–1884).
  • Коллекция княжества Гессен-Кассель после смерти Александры.
  • Коллекция Принцессы Августы Гессен-Кассельской (1823– 1899), сестры Принца Фридриха Вильгельма.
  • Коллекция of Vilhelm Carl, Барон фон Бликсен-Файнке (1863–1942), сын Принцессы Августы.
  • Далее по наследству.
  • International Autumn Sale, Bukowski, Стокгольм, 29 ноября 2007, лоты 1151–1180.
  • Важная частная коллекция, Европа.

Связанная литература:

  • Тарелки из этого сервиза. Выставочный каталог, "Санкт-Петербург. Petersburg um 1800. Ein goldenes Zeitalter des russischen Zarenreichs. Meisterwerke und authentische Zeugnisse der Zeit aus der Staatlichen Ermitage, Leningrad", Recklingshausen, Aurel Bongers Verlag, 1990, стр. 160.
  • "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан", СПб, Palace Editions, 2003, стр. 86, номера 138 и 140.
Десертная тарелка
Десертная фарфоровая тарелка с изображением австрийской балерины Фанни Эльслер (1810-1884) в роли Флоринды, исполняющей испанский народный танец «качуча» в балете «Хромой бес».
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

Большая часть десертных тарелок была расписана на тему маскарада и театральных костюмов. Особый интерес представляет тарелка с кремовым фоном с изображением выдающейся австрийской балерины Фанни Эльслер (1810-1884) в роли Флоринды, исполняющей испанский народный танец «качуча» в балете «Хромой бес» в постановке Жана Коралли (эстимейт 2,000-3,000 GBP). Фанни Эльслер (1810-1884) приезжала с Россию по личному приглашению императора Николая I, и в течение трех сезонов исполняла свою известную «качучу» в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Десертная тарелка
Десертная фарфоровая тарелка с изображением офицеров роты дворцовых гренадеров и Петра Волконского (1776-1852) – министра императорского двора и уделов.
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

На десертных тарелках воспроизведены фрагменты картин самых востребованных художников 19 века и работ известных художников, входивших в императорскую коллекцию Зимнего дворца. Картины отправлялись на фабрику прямо из императорских резиденций для копирования. В частности, на некоторых тарелках воспроизведены фрагменты работ придворного живописца Адольфа Ладюрнера (1799-1855), включая одну из любимых картин императора Николая I – «Часть Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце» 1838 г., находящейся в настоящее время в коллекции Государственного Эрмитажа. На тарелке с пудрово-розовым фоном изображены офицеры роты дворцовых гренадеров и Петр Волконский (1776-1852) – министр императорского двора и уделов (эстимейт 10,000-15,000 GBP).

Десертная тарелка
Десертная фарфоровая тарелка с изображением вида на Александровскую колонну через арку Генерального штаба в Санкт-Петербурге.
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

Изображения видов Санкт-Петербурга и императорских резиденций – Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск – стали важной темой для декорирования императорского сервиза. Десертную тарелку с кремовым фоном украшает фрагмент рисунка Карла Беггрова (1799–1875) «Вид арки Генерального штаба» 1820-1830 гг. (эстимейт 10,000-15,000 GBP)

Связаться с аукционным домом MacDougall’s

Фотографии и информация предоставлены аукционным домом MacDougall’s


Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе самых интересных аукционов.

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ
Картины европейских художников XV-XIX вв. будут среди топовых лотов на летних торгах Schuler Auktionen 24-28 июня 2019 г. Работа кисти известного французского анималиста Альфреда де Дрё (1810-1860), яркий натюрморт Джакомо Фарделла де Калвелло (1624-1706), высокотехничный и реалистичный портрет Яна Антонисзона ван Равестейна (1572-1657), альпийский пейзаж Франца Рихарда Унтербергера (1838-1902), две работы Карла Шпицвега (1808-1885) с сильным провенансом и картины других художников будут представлены на торгах.  Далее...
  • Просмотров: 5494
С 26 по 28 июня 2019 г. в рамках традиционных летних торгов аукционный дом Schuler Auktionen выставит русские иконы XVII – XIX вв. Среди продаваемых лотов: икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVII в., «Св. Георгий Победоносец» XVIII в., «Казанская икона Божией матери» в басменном окладе с речным жемчугом XIX в., икона «Св. Николай Чудотворец» XIX в., «Сошествие Христа в ад» XVIII в., большая икона «Двунадесятые праздники» ок. 1800 г., «Божия Матерь Одигитрия» ок. 1800 г., триптих «Основатель храма» XIX в., икона «Христос Пантократор» XIX в.  Далее...
  • Просмотров: 6316
5 июня 2019 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне и представит редкие работы русских художников. Среди топовых лотов будет «Бахчисарай» Бориса Кустодиева (1878–1927) с нехарактерным для его творчества восточным мотивом, «Юные мечты (Цесаревич)» мастера фольклорно-исторической живописи Виктора Васнецова (1848–1926), «Портрет Александра Божерьянова» Юрия Анненкова (1889–1974), «Портрет графа Никиты Ивановича Панина» Федора Рокотова (ок. 1735-1808), “Santi Apostoli, Venezia” Петра Кончаловского (1876–1956), «Пейзаж с лыжниками» Константина Юона (1875–1958). Кроме этого, будут выставлены десертные тарелки Императорского фарфорового завода из приданого Великой княжны Александры Николаевны (1825–1844).  Далее...
  • Просмотров: 10720
21, 22 и 23 мая 2019 г. в рамках своего традиционного весеннего аукциона, и с 10 по 20 мая 2019 на своих онлайн торгах женевский аукционный дом Piguet выставит на продажу швейцарские и fashion часы, а также сумки от кутюр. Среди представленных брендов – Breitling, Tissot, Rolex, Jaeger-LeCoultre, Patek Philippe, Hermes, Chanel, Christian Dior, Celine и др.  Далее...
  • Просмотров: 6936
21, 22 и 23 мая 2019 г. женевский аукционный дом Piguet проведет свои весенние торги и выставит на продажу редкие работы выдающихся живописцев XIX-XX вв. Среди продаваемых лотов – три работы «жемчужного» периода Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), работы Анри Лебаска (1865-1937), Эдгара Дега (1834-1917), Оноре Домье (1808-1879), Эмиля Шумахера (1912-1999), Жана Дюбюффе (1901-1985), Альберто Джакометти (1901-1966), Сальвадора Дали (1904-1989), а также «Девушка в шляпе, прервавшая вышивку» мастера пастели Жана-Этьена Лиотара (1702-1789).  Далее...
  • Просмотров: 7447
28 марта 2019 года немецкий аукционный дом Hampel Fine Art Auctions выставит на продажу уникальные работы Репина, Шишкина и Айвазовского, а также иконы XIX вв. и предметы декоративно-прикладного искусства. Топ-лоты: Илья Репин (1844-1930) «Портрет дамы с красной розой», Иван Шишкин (1832-1898) «Молодая женщина перед окном у стола», Иван  Айвазовский (1817-1900) «Кораблекрушение» и «Турецкий павильон на берегу реки с молящимися в полнолуние».  Далее...
  • Просмотров: 7677
В период с 18 по 23 марта 2019 г. швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen на своих весенних торгах выставит иконы и произведения декоративно-прикладного искусства. Среди главных лотов будет перегородчатая эмаль XIX в., а также коллекция предметов в стиле Фаберже – часы-яйцо с букетом лилий, выполненные по модели часов Фаберже (мастер Михаил Перчин) 1899 г., которые были подарены Императором Николаем II супруге Александре Федоровне, и в настояшее время хранятся в Оружейной палате в Кремле.  Далее...
  • Просмотров: 7298
В период с 18 по 23 марта 2019 г. швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen на своих весенних торгах выставит картины европейских художников XVI-XIX вв.
Среди топовых лотов на аукционе будет «Роенталец», дегустирующий вино кисти Эдуарда фон Грютцнера (Грос-Карловиц, 1846 – Мюнхен, 1925), а также работы с библейскими сюжетами Хендрика ван Сомера (Локерен, 1607 – Неаполь, 1655), Гауденцио Феррари (Вальдуджа, 1477/78 – Милан, 1546), Джованни Гизольфи (Милан, 1623 – Рим, 1683) и других известных художников.  Далее...
  • Просмотров: 5695
В период со 2 по 14 марта 2019 года до 21:00 (GMT+1) женевский аукционный дом Piguet проведет онлайн аукцион по категориям: Современное искусство, Искусство Ближнего Востока и Дальнего Востока, Коллекционные трости, Светильники, люстры и мебель XX века, Аксессуары из кожи, Наручные часы, Часы стоимостью до 400 CHF, Декоративно-прикладное искусство, Фарфор и сервизы, Картины швейцарских художников, Восточные ковры. Аукционный дом осуществляет доставку лотов по всему миру.  Далее...
  • Просмотров: 7129