MacDougall's
English Russian
English Russian

Шедевры русского искусства в MacDougall’s – главные лоты на торгах в июне 2018


6 июня 2018 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне.

Ознакомиться с лотами можно перейдя по ссылке.

На предстоящих торгах будет выставлена «Встреча в парке» (эстимейт £500,000–700,000) Константина Сомова (1869-1939), написанная художником в 1919 году. Так называемая «галантная сцена» отличается от ранних работ живописца лиричностью и наивностью, и относится к периоду создания целого ряда композиций с изображением молодых барышень и их кавалеров. Тяжелые переживания постреволюционного периода нашли выражение в создании Константином Сомовым жизнерадостных сцен и передаче легкости характера его героев. Модель, изображенная в работе, является той же самой женщиной, известной по картине художника «Лето» (1919 г.) в коллекции Русского музея. Однажды художник упомянул, что женщины на его полотнах отражают как его самого, так и его насмешку над “противной моему естеству вечной женственностью”.

Константин Сомов. «Свидание в парке». Холст, масло. 40,5х31 см., 1919 год
Константин Сомов (1869-1939)
«Свидание в парке». Холст, масло.
40,5х31 см., 1919 год

Важным событием для MacDougall’s станет появление на аукционе работы Павла Кузнецова (1878-1968) «Фонтан» (эстимейт £250,000–500,000) 1904 года. Столь характерный для творчества живописца образ фонтана представляет собой проявление символизма в живописи, что стояло у истоков зарождения «Серебряного века» в русской культуре. Еще до основания объединения «Голубая роза» фонтаны уже фигурировали в работах Кузнецова в период 1904-1907 годов. Принимая во внимание, что большая часть картин Павла Кузнецова была уничтожена в 1911 году при пожаре на вилле «Черный лебедь» Николая Рябушинского, коллекционера работ художника и покровителя объединения «Голубая роза», выставляемая на аукционе картина «Фонтан» особенно важна как оставшееся наследие художника.

Павел Кузнецов. «Фонтан». Холст, масло. 64х87 см., 1904 год
Павел Кузнецов (1878-1968)
«Фонтан». Холст, масло.
64х87 см., 1904 год

Портрет «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен» (эстимейт £300,000–500,000) в исполнении Хаима Сутина (1893-1943) (ок. 1937), характеризуется, прежде всего, гротескной передачей образа и необычным ракурсом, что делает его особенно экспрессивным. Учитывая, что изображенная модель являлась хорошим другом и покровителем художника, портрет имеет непосредственное отношение к биографии Хаима Сутина. Мадлен Кастен часто позировала Сутину, который, несмотря на свой буйный нрав, очень доверял ее мнению, и в процессе написания работы часто обращался за советом. Страстные почитатели искусства и известные в Париже коллекционеры – Мадлен и Марселен Кастен – владели картинами таких художников, как Модильяни, Руо, Пикассо, Грис, Леже, и именно они были главными собирателями работ Хаима Сутина.

 Хаим Сутин. «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен». Холст, масло. 57х41,5 см., ок 1937 года
Хаим Сутин (1893-1943)
«Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен». Холст, масло.
57х41,5 см., ок 1937 года

Работа мастера русского пейзажа Ивана Шишкина (1832-1898) «Сосновый бор. Елабуга» (эстимейт £800,000–1,200,000), датированная 1897 годом, является самым важным лотом предстоящего аукциона. Из описания в каталоге следует, что полотно высотой почти полтора метра принадлежит к категории авторских повторов художника, за основу которого была взята его предыдущая работа «Сосновый лес. Сухостой». Традиция воссоздавать особенно дорогие художнику пейзажи была характерной особенностью творчества Ивана Шишкина. Этот аспект находит отражение и в данной работе, где композиция «Сосновый лес. Сухостой» воспроизведена на холсте с незначительными изменениями. Предположительно, «Сосновый бор. Елабуга» была частью передвижных выставок И.И. Шишкина, где была представлена вместе с картиной «Сосновый лес. Сухостой». Период создания картины «Сосновый бор. Елабуга» приходится на поздние годы жизни Ивана Шишкина, которые можно назвать пиком его художественного мастерства. В каталоге MacDougall’s «Сосновый бор. Елабуга» отмечена характеристикой «музейного качества» как экспонат эпического пейзажа.

Иван Шишкин. «Сосновый бор. Елабуга». Холст, масло. 147х91 см., 1897 год
Иван Шишкин (1832-1898)
«Сосновый бор. Елабуга». Холст, масло.
147х91 см., 1897 год
The offered lot illustrated in Zhivopisnoe obozrenie, 1899
Художественно-литературный журнал «Живописное обозрение», 1899 год, в котором в качестве иллюстрации использовалась картина И. Шишкина «Сухостой».
Каталоги передвижных выставок картин Ивана Шишкина, 1898 и 1904 гг.

Не менее важным на предстоящих торгах станет «Натюрморт с фруктами и сотами» (эстимейт £350,000–500,000) Ивана Хруцкого (1810-1885). Масштабное полотно было написано на пике славы художника в 1840 году и является примером одного из его лучших натюрмортов с точки зрения композиции и исполнения. Иван Хруцкий был известен манерой исполнения в технике старых мастеров, за что его работы очень ценились современниками, а в 1839 году он был удостоен звания академика живописи Императорской Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

Иван Хруцкий. «Натюрморт с фруктами и сотами». Холст, масло. 80,5х111,5 см., 1840 год
Иван Хруцкий (1810-1885)
«Натюрморт с фруктами и сотами». Холст, масло.
80,5х111,5 см., 1840 год

Собирательный образ женщины, отражающий дух времени, и воплощенный в портрете «Женщина в желтом платье» (эстимейт £300,000–500,000) Александра Дейнеки (1899-1969), датированном 1955 годом, производит впечатление, что модель художника сошла с экрана советской комедии. Создание работы пришлось на период, когда советский живописец уже стал одним из лучших художников современности, снискав славу, как создатель известных мозаик в метро и монументальных композиций для советских павильонов международных выставок.

Александр Дейнека. «Женщина в желтом платье». Холст, масло. 65х83 см., 1955 год
Александр Дейнека (1899-1969)
«Женщина в желтом платье». Холст, масло.
65х83 см., 1955 год

«Лежащая обнаженная» (эстимейт 180,000–300,000 GBP), написанная известным советским пейзажистом Георгием Нисским (1903-1987) (ок. 1959 г.), имеет довольно интересную историю, и, кроме этого, является очень редкой работой художника в жанре обнаженной фигуры. Георгий Нисский в учебных целях сделал постановку с обнаженной моделью в своей студии в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве, на которую пригласил старого приятеля Андрея Гончарова. «Обнаженная модель. В мастерской Г. Нисского» Андрея Гончарова в настоящее время находится в собрании Московского музея современного искусства. Если сравнить работы Нисского и Гончарова, интересно отметить отличия композиции и палитры, используемые живописцами. Обнаженная фигура в исполнении Андрея Гончарова изображена более традиционно под углом, художник детально передал элементы постановки – орнамент на кувшине, литье Родена «Мыслитель», подробно изображена вариативность драпировки. Георгий Нисский для своей работы выбрал панорамный ракурс, характерный для его пейзажей, и чистые цвета, что позволило художнику добиться обобщенности изображения, вмещающего в работу более массивные предметы постановки – книжный шкаф, кровать, и даже, ковер, изображения которого нет в работе Гончарова.

Георгий Нисский. «Лежащая обнаженная». Холст, масло. 93,5х92,5 см., ок. 1959 года
Георгий Нисский (1903-1987)
«Лежащая обнаженная». Холст, масло.
93,5х92,5 см., ок. 1959 года

Информация и фотографии картин предоставлены аукционным домом MacDougall’s

Узнать о результатах торгов можно по ссылке.


Рекомендуем прочитать

Интервью: Мартин Ханс Борг, эксперт по русскому искусству аукционного дома Бруун Расмуссен

Мартин Ханс Борг, эксперт по русскому искусству акуционного дома Бруун Расмуссен рассказывает о русских торгах в Дании и роли провенанса при отборе предметов для аукционов: «Мы взаимодействуем с датским королевским домом, который регулярно передает нам на продажу сокровища русского искусства. Королевский и императорский провенансы лотов всегда привносят элемент исключительности в аукцион. Предстоящие летние русские торги – как раз тот самый случай».

NEXT...
Все публикации
1 июля 2020 года женевский аукционный дом Piguet в рамках своих летних торгов выставит работы европейских художников 17-20 вв. Среди продаваемых лотов скульптура Лаланна, игривая жанровая сцена Тосканы 18 века кисти Рафаэлло Сорби (1844-1931), две работы швейцарской авангардистки Элис Байи (1872-1938), «Девушка с зонтиком на террасе» импрессиониста Анри Лебаска (1865-1937), этюд к известной картине «Мухаррам десятый» итальянского ориенталиста Фаусто Зонаро (1854-1929), а также совершенно новое открытие парных работ Пьера-Луи де Ла Рива (1753-1817).  Далее...
  • Просмотров: 7070
В период с 19 июня по 29 июня 2020 женевский аукционный дом Piguet проведет онлайн ауцион, и в период с 30 июня по 2 июля традиционный аукцион в зале, в котором также возможно дистанционное участие. На предстоящие торги Piguet выставит большой ассортимент редких изделий высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, Boucheron, Cartier, швейцарские часы, а также кожаные сумки ведущих дизайнеров.  Далее...
  • Просмотров: 6867
На предстоящие летние торги Schuler Auktionen выставит несколько редких работ европейских художников разного периода. Среди топовых лотов картины Адриана Хендриксза Вербума, Ойгена Брахта, Мориса Утрилло, Яна Цибиса, Мартина Дизлера. Кроме этого, будет представлена большая коллекция работ европейских школ XVII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 5822
Предстоящий аукцион Schuler Auktionen ознаменован появлением редкой ранней работы известной авангардистки Натальи Гончаровой, а также ее проектом иллюстрации для стихотворения из первой книги поэта Сергея Боброва, изданной в 1913 году тиражом всего 500 экземпляров. На торгах будут, кроме этого, представлены предметы декоративно-прикладного искусства, включая Фаберже, и серия икон XVIII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 6344
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen проведет весенние торги и представит работы европейских художников XV-XIX вв. Среди продаваемых лотов – большая серия работ с сильным провенансом, посвященная библейским сюжетам, пейзажная живопись и редкие натюрморты.  Далее...
  • Просмотров: 11853
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen представит русский фарфор и редкие иконы XVIII-XIX вв. Отдельным важным лотом станет зимний пейзаж в серо-перламутровых тонах Исаака Левитана.  Далее...
  • Просмотров: 9399
5 марта 2020 года ведущий в Финляндии аукционный дом Hagelstam & Co. проведет свои традиционные весенние торги классического искусства, на которых выставит работы русских живописцев XIX-XX вв., большую коллекцию фарфора с провенансом – завод Попова периода XIX в., ЛФЗ 1920-30 гг., Гарднера, редкие эмали клуазоне и икону в киоте Вход Господень в Иерусалим XIX в. Всего на аукционе будет около 290 лотов – редкие работы финских художников «Золотого века», бронза, мебель, книги, из которых русское искусство будет представлено 85 лотами.  Далее...
  • Просмотров: 9011
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит большую коллекцию редких работ голландских мастеров XVII-XIX вв. Среди главных лотов будет важный автопортрет «За чтением» кисти Михаэля Свертса (1618–1664) из частной коллекции в Базеле, «Зимний пейзаж с развлечениями на льду около руин Виллер-ла-Виль» кисти Фредерика Маринуса Круземана (1816–1882), являющийся первым изображением руин монастыря в исполнении художника, «Вид на улицу из церкви Святого Северина, Кельн» кисти голландского архитектурного живописца и изобретателя уличного освещения в Амстердаме Яна ван дер Хейдена (1637–1712) и другие редкие работы из частных собраний.  Далее...
  • Просмотров: 5507
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит русские иконы XVII-XX вв.. Всего будет представлено 25 лотов. Среди главных лотов: икона «Вознесение Господне» XVII в., «Седмица» XIX в., подвесная икона Фаберже «Христос Пантократор» (ок. 1910 г.), Владимирская икона Божией Матери, декорированная вышивкой, ок. 1800 г., большая икона «Св. Александр Невский» (ок. 1900), «Праздники» XIX в., Тихвинская икона Божией Матери XVIII в. и другие иконы из частной коллекции в Швейцарии.  Далее...
  • Просмотров: 6349