Botticelli
English Russian
English Russian

Сила эмоции или новый тренд на рынке старых мастеров?


28 июня 2019 года летние торги Schuler Auktionen стали мировой новостной сенсацией. Превышение эстимейта в 1000 раз было зафиксировано в швейцарском аукционном доме, когда картина, выполненная в манере Боттичелли с эстимейтом CHF 5,000-7,000, была продана за CHF 6,400,000 (без учета комиссии покупателя).

Портрет в стиле Сандро Боттичелли
«Портрет молодого человека» в манере Сандро Боттичелли (Флоренция, 1445 – Форенция, 1510).
Масло/холст. 53*33,5 см.

«Всего было 13 участников по телефону. Присутствующие в зале были ошеломлены и не могли поверить своим ушам. Пока продолжались торги все были спокойны и сосредоточены», – говорит Михаэль Абегг, Генеральный менеджер, Schuler Auktionen.

Финальная ставка была сделана участником «из-за рубежа» и установила рекордную цену с молотка за все время существования аукционного дома, основанного в 1984 году.

На сегодняшний день самая высокая цена на работу Боттичелли была достигнута на торгах Christie’s в 2013 году – “The Rockefeller Madonna” (HA: «Рокфеллеровская Мадонна») была продана за $10,442,500 (учитывая комиссию покупателя). Предыдущий ценовой рекорд на работу авторства Боттичелли был установлен в 2006 году, когда “Madonna and Child, with a pomegranate, in an alcove with roses behind” (HA: «Мадонна с ребенком, c гранатом в беседке на фоне роз») была продана также в Christie’s за £3,816,000 (учитывая комиссию покупателя).

Определенно, предыдущие владельцы в провенансе оказывают серьезное влияние на оценку произведения искусства, как в случае с «Рокфеллеровской Мадонной». Тем не менее, необходимо учитывать и другие ключевые факторы.

«Сохранность, качество, редкость, эстетичность, новизна, провенанс – все эти факторы оказывают влияние на стоимость картины на аукционе», – говорит Алан Винтермут, Главный специалист отдела Старых мастеров, Christie’s.

Кроме вышеперечисленных объективных критериев, определяющих рыночную стоимость картины, индивидуальные предпочтения участников аукциона привносят непредсказуемость в результаты торгов. Проданный в Schuler Auktionen портрет претерпел множество реставраций, которые повлияли на его эстимейт. Финальная ставка говорит о том, что участники торгов увидели под слоями реставрации оригинального Боттичелли.

«Исследовательский отчет прямо свидетельствует, что картина датируется ок. 1500 г., но была сильно изменена в ходе нескольких реставраций. Таким образом, то, что видно на картине, вероятно, не принадлежит кисти Боттичелли. Исходя из этого, наши эксперты установили соответствующий эстимейт. Но после тщательного изучения картины участниками аукциона покупатель решил, что под всеми слоями реставрации еще осталась оригинальная работа Боттичелли», говорит Михаэль Абегг.

Новый тренд или уникальный случай? Поскольку субъективные обстоятельства могут существенно повлиять на результат торгов, любой аукцион лучше рассматривать как отдельно взятый случай в противовес общей рыночной тенденции. При существовании потенциально большого количества до сих пор не атрибутированных картин в похожем состоянии, таких как проданный в Schuler Auktionen портрет, эта сенсационная продажа вряд ли приведет к увеличению спроса на картины старых мастеров или на стоимость работ, атрибутированных Боттичелли или его студии.

«Подобные сенсационные продажи, служащие инфоповодом, довольно сильно привлекают внимание, что неплохо для рынка, особенно жанра старых мастеров. В общем смысле, любое повышенное внимание или запоминающееся открытие может стимулировать дополнительный интерес к жанру, но я считаю, очень сложно доказать, что эта продажа положительно скажется на повышении покупательского спроса. Что же касается влияния данной продажи на стоимость картин Боттичелли и его студии, я не считаю, что этот аспект поддается измерению, но я уверена, это послужит вдохновением на многочисленные поиски по пыльным чердакам с целью следующего большого открытия! Эта продажа в Schuler Auktionen является еще одним подтверждением, что из работ известных художников, выставляемых на торгах, намеренно делают сенсацию, когда акцентируют внимание на особенно яростном соперничестве за лот, и это не отражает рынок искусства в целом», – говорит Меган Коркоран, Представитель по исследованию работ старых мастеров, Art Tactic.

Пример выдающейся продажи на аукционе Christie’s в 2018 году картины «Сальватор Мунди» кисти Леонардо да Винчи показывает, что в итоге она не произвела эффект на рынок картин старых мастеров.

«Несмотря на то, что «Сальватор Мунди» привлек большое внимание публики и стал важным событием в истории аукционов, это единичный объект и шедевр. Таким образом, его нельзя сравнивать с другими работами старых мастеров, выставляемых на аукционах, и нет конкретного способа отследить его эффект на рынок», – утверждает Алан Винтермут.

Индивидуальное предпочтение и эмоция, вызываемая картиной, может кардинально изменить ход торгов. Такие факторы нельзя предусмотреть на этапе оценки, они идут вне рыночных тенденций и не влияют ни на спрос, ни на цены.

Динамика продаж произведений Боттичелли и студии Боттичелли
Динамика продаж произведений Боттичелли и студии Боттичелли на аукционах Christie's и Sotheby's в период с 2000 по 2019гг. в сравнении с продажей работы неизвестного художника в стиле Боттичелли на торгах Schuler Auktionen 28 июня 2019.
Указана цена с молотка с учетом комиссии покупателя, в долларах США.

«Самая высокая цена с молотка на работу Боттичелли и его студии – $9,250,000 в 2013 и $6,000,000 в 2006. Только этим летом на Sotheby’s в Лондоне была продана картина, полностью атрибутированная Боттичелли (что, теоретически, должно быть дороже, чем работа художника и студии) за $3,000,000 (£2,000,000 GBP без учета комиссии покупателя). Опираясь на эти данные, некоторые могут сказать, что $6,000,000 на неизвестную работу – слишком большой риск с небольшим потенциалом, тогда как другие скажут, что учитывая вышеизложенную тенденцию рынка, это может очень хорошо окупиться», – говорит Меган Коркоран.

«Тем не менее, покупка такой картины за столь высокую цену несет, также, спекулятивный риск», – констатирует Михаэль Абегг.


Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе самых интересных аукционов.

Все публикации
1 июля 2020 года женевский аукционный дом Piguet в рамках своих летних торгов выставит работы европейских художников 17-20 вв. Среди продаваемых лотов скульптура Лаланна, игривая жанровая сцена Тосканы 18 века кисти Рафаэлло Сорби (1844-1931), две работы швейцарской авангардистки Элис Байи (1872-1938), «Девушка с зонтиком на террасе» импрессиониста Анри Лебаска (1865-1937), этюд к известной картине «Мухаррам десятый» итальянского ориенталиста Фаусто Зонаро (1854-1929), а также совершенно новое открытие парных работ Пьера-Луи де Ла Рива (1753-1817).  Далее...
  • Просмотров: 9487
В период с 19 июня по 29 июня 2020 женевский аукционный дом Piguet проведет онлайн ауцион, и в период с 30 июня по 2 июля традиционный аукцион в зале, в котором также возможно дистанционное участие. На предстоящие торги Piguet выставит большой ассортимент редких изделий высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, Boucheron, Cartier, швейцарские часы, а также кожаные сумки ведущих дизайнеров.  Далее...
  • Просмотров: 9366
На предстоящие летние торги Schuler Auktionen выставит несколько редких работ европейских художников разного периода. Среди топовых лотов картины Адриана Хендриксза Вербума, Ойгена Брахта, Мориса Утрилло, Яна Цибиса, Мартина Дизлера. Кроме этого, будет представлена большая коллекция работ европейских школ XVII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 6120
Предстоящий аукцион Schuler Auktionen ознаменован появлением редкой ранней работы известной авангардистки Натальи Гончаровой, а также ее проектом иллюстрации для стихотворения из первой книги поэта Сергея Боброва, изданной в 1913 году тиражом всего 500 экземпляров. На торгах будут, кроме этого, представлены предметы декоративно-прикладного искусства, включая Фаберже, и серия икон XVIII-XIX вв.  Далее...
  • Просмотров: 6634
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen проведет весенние торги и представит работы европейских художников XV-XIX вв. Среди продаваемых лотов – большая серия работ с сильным провенансом, посвященная библейским сюжетам, пейзажная живопись и редкие натюрморты.  Далее...
  • Просмотров: 12131
23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen представит русский фарфор и редкие иконы XVIII-XIX вв. Отдельным важным лотом станет зимний пейзаж в серо-перламутровых тонах Исаака Левитана.  Далее...
  • Просмотров: 9645
5 марта 2020 года ведущий в Финляндии аукционный дом Hagelstam & Co. проведет свои традиционные весенние торги классического искусства, на которых выставит работы русских живописцев XIX-XX вв., большую коллекцию фарфора с провенансом – завод Попова периода XIX в., ЛФЗ 1920-30 гг., Гарднера, редкие эмали клуазоне и икону в киоте Вход Господень в Иерусалим XIX в. Всего на аукционе будет около 290 лотов – редкие работы финских художников «Золотого века», бронза, мебель, книги, из которых русское искусство будет представлено 85 лотами.  Далее...
  • Просмотров: 9348
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит большую коллекцию редких работ голландских мастеров XVII-XIX вв. Среди главных лотов будет важный автопортрет «За чтением» кисти Михаэля Свертса (1618–1664) из частной коллекции в Базеле, «Зимний пейзаж с развлечениями на льду около руин Виллер-ла-Виль» кисти Фредерика Маринуса Круземана (1816–1882), являющийся первым изображением руин монастыря в исполнении художника, «Вид на улицу из церкви Святого Северина, Кельн» кисти голландского архитектурного живописца и изобретателя уличного освещения в Амстердаме Яна ван дер Хейдена (1637–1712) и другие редкие работы из частных собраний.  Далее...
  • Просмотров: 5805
В период с 9 по 13 декабря 2019 г. на зимних торгах швейцарский аукционный дом Schuler Auktionen  представит русские иконы XVII-XX вв.. Всего будет представлено 25 лотов. Среди главных лотов: икона «Вознесение Господне» XVII в., «Седмица» XIX в., подвесная икона Фаберже «Христос Пантократор» (ок. 1910 г.), Владимирская икона Божией Матери, декорированная вышивкой, ок. 1800 г., большая икона «Св. Александр Невский» (ок. 1900), «Праздники» XIX в., Тихвинская икона Божией Матери XVIII в. и другие иконы из частной коллекции в Швейцарии.  Далее...
  • Просмотров: 6658