MacDougalls
English Russian
English Russian

Первый в истории аукцион русского искусства + NFT в MacDougall’s: Иван Шишкин, Петр Кончаловский и Эрик Булатов


10 июня 2021 г. лондонский аукционный дом MacDougall’s проведет первые в истории NFT торги русского искусства. Всего будет выставлено более 200 лотов, каждый из которых имеет соответствующий невзаимозаменяемый токен (NFT) – цифровой сертификат с информацией о владельце и провенансе. За отдельную плату покупатели смогут приобрести такой NFT для каждого лота. Как и прежде, на аукционе можно будет приобрести объект и без NFT.

Введение цифрового сертификата NFT обеспечит усиление охраны собственности и провенанса, что непременно повысит мировой интерес к русскому искусству, включая западных инвесторов, уже приобретающих NFT. Как результат, эта цифровая сертификация собственности и провенанса в блокчейне сделает рынок русского искусства более привлекательным для инвесторов.

Уилльям МакДугалл, директор аукционного дома: «В настоящее время на рынке NFT доступны объекты, объединяющие 300 лет развития русского искусства. Предстоящие торги MacDougall’s – это первый аукцион, с которого начнется NFT блокчейн для рынка русского искусства, что позволит вывести его на глобальный уровень».

В последнее время на рынке искусства активно обсуждаются NFT, т.е. невзаимозаменяемые токены. NFT – это цифровая запись в блокчейне о собственности и провенансе. Это технологическая инновация, позволяющая безопасно внести данные в базу, которые в дальнейшем невозможно изменить. База данных распространяется через компьютерную сеть, что защищает ее от недобросовестного использования, манипулирования и уничтожения. Используя smart contract (программное обеспечение блокчейна), цифровая информация NFT и физический объект, к которому она относится, записывается в блокчейне. Таким образом, обеспечивается сохранность достоверной и неизменяемой записи о собственности и провенансе.

Среди главных лотов – Иван Шишкин, Эрик Булатов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк и Михаил Нестеров. Для всех этих картин NFT будут доступны первый раз.

Online участие доступно на сайте MacDougall’s.

Ознакомиться с лотами можно пройдя по ссылке

Иван Шишкин (1832-1898)
Иван Шишкин (1832-1898).
Лесная дорога.
Подпись, дата 1896 г.
Масло/холст, 110,5*83,5 см.
Больше изображений здесь.

Пейзаж Ивана Шишкина «Лесная дорога» (эстимейт 370’000 – 500’000 GBP) был написан в последние годы его жизни. Шишкин часто повторял тему лесной дороги в разные времена года – ее популярность можно наблюдать на многочисленных почтовых открытках того времени с изображением картин Шишкина. Композиция строится на соотношении точности формы и цвета – детальное исполнение отдельных объектов сочетается в их гармоничном обобщении. В 1896 г. Шишкин много писал с натуры на пленэрах в Преображенском и Свирской под Санкт-Петербургом. Работа была создана в мастерской с одного из таких пленэрных эскизов и является ярким примером всего творческого наследия художника.

Провенанс:

  • Коллекция Sizinio Pontes Nogueira (1920-2008). Посол Бразилии в СССР в 1980-1986 гг., Бразилия.
  • Приобретено современным собственником в 1988 г.
  • Важная частная коллекция, Бразилия.
Петр Кончаловский (1876-1956).
Петр Кончаловский (1876-1956).
Мост Риалто, Венеция.
Подпись, дата 1924 г., на обороте название, номер “553” и дата.
Масло/холст, 75*102,5 см.
Больше изображений здесь.

“Мост Риалто, Венеция” Петра Кончаловского (эстимейт 400’000 – 600’000 GBP) принадлежит к циклу из шести картин с видами Венеции, написанных поздней осенью 1924 г. Набросок данной композиции карандашом был представлен на выставках в 1929 и 1960 гг. Венеция произвела неизгладимое впечатление на Кончаловского, настолько покоренного красотой города, что при работе над пейзажем, по словам самого художника, он был слишком поглощен эмоциями. Тем не менее, время создания этого пейзажа совпало с периодом расцвета Кончаловского как художника, и выставляемая работа может считаться вершиной его творчества.

Провенанс:

  • Частная коллекция, США.
  • Russian Sale, Bonhams London, 9 июня 2008, лот 29.
  • Приобретено у прежнего собственника.
  • Частная коллекция, Швейцария.

Выставки:

  • Exposition Pierre Kontchalovsky, Chambre Syndicale de la Curiosité et des Beaux-Arts, Париж, 4–9 марта 1925, No. 66.

Литература:

  • Exhibition catalogue, Pierre Kontchalovsky, Paris, Chambre Syndicale de la Curiosite et des Beaux-Arts, 1925, No. 66, значится как Ponte Rialto (Venise).
  • М. Нейман, П. П. Кончаловский, Москва, Советский художник, 1967, стр. 300.
Эрик Булатов (р. 1933).
Эрик Булатов (р. 1933).
Небосвод.
Подпись. Название на обороте на русском «Небосвод» и на французском "La voûte céleste" и дата 2007.
Масло/холст. 200*200 см.
Больше изображений здесь.

Концептуальный шедевр Эрика Булатова «Небосвод» (эстимейт 400’000-600’000 GBP) относится к серии работ, вдохновленной стихами поэта-минималиста и близкого друга художника Всеволода Некрасова (1934-2009). Идея картины уходит гораздо глубже противостояния советской и антисоветской социальной системы, опираясь на истоки смысла бытия и истинной свободы.

Провенанс:

  • Коллекция художника, Париж.
  • Galerie Pièce Unique, Париж, 2008.
  • Частная коллекция, Швейцария.

Примечание:

  • Имеется сертификат подлинности от художника.

Литература:

  • A. Mathias, R. Kristin (eds.), Nashe Vremya Prishlo. Catalogue Raisonné of Erik Bulatov's Works 1952–2011, Cologne, Wienand Verlag, 2012, стр. 211.

Выставка:

  • Erik Bulatov, Galerie Pièce Unique, Paris, 17 января–5 апреля 2008.
Михаил Нестеров (1862-1942).
Михаил Нестеров (1862-1942).
Баллада.
Подпись, на обороте дарственная надпись кириллицей и дата 1941, на подрамнике надпись «лето июнь». Картина создана в 1920-е.
Масло/холст, 75*78,5 см.
Больше изображений здесь.

Еще в 1890-х Михаил Нестеров начал изображать лиричные сцены c женскими и мужскими фигурами на фоне пейзажа. Одна из таких работ была содана им в 1920-е – «Баллада» (эстимейт 380’000-500’000 GBP), впоследствии подаренная старшей дочери Ольге по ее возвращении из ссылки в январе 1941 г. Выставляемая работа продожает старую тему пейзажа, написанного Нестеровым в Княгинино под Харьковом в 1910-х, где художник провел один из самых счастливых периодов в своей жизни. Типичная «нестеровская девушка» в традиционном русском сарафане с цветочным венком на переднем плане, задумчиво смотрящая в небо и размытая фигура мужчины в лодке, отходящей от берега, создают общее настроение тихой грусти и духовного поиска.

Провенанс:

  • Подарок художника Ольге Нестеровой-Шретер (1886–1973), его старшей дочери в 1941 (надпись на обороте).
  • Далее переходила по наследству.
  • Приобретено современным собственником в 1980-е.
  • Частное собрание, Европа.

Примечание:

  • Подлинность работы подтверждена экспертом Ю. Чайкина.
  • Подлинность работы подтверждена экспертом И. Шибанова.

Литература:

  • П. Климов, М. Нестеров. Каталог-резоне: живопись, графика. Moscow, Символы, 2019, стр. 342, No. 2063.
Роберт Фальк (1886-1958).
Роберт Фальк (1886-1958).
Натюрморт с перцами и кувшином.
Подпись. Работа создана в 1930-е.
Масло/холст. 60*81 см.
Больше изображений здесь.

«Натюрморт с перцами и кувшином» (эстимейт 150’000-200’000 GBP) ярчайшего представителя московского авангардного общества «Бубновый валет» Роберта Фалька можно назвать одной из лучших работ парижского периода его творчества. Сочетание текстурных мазков и контраста в зеленом и красном на фоне темной умбры создает удивительную чистоту цветовой вибрации.

Провенанс:

  • Частная коллекция, Париж.
  • Приобретено современным собственником.

Литература:

  • А. Успенский, Роберт Фальк, Москва, Искусство – XXI век, 2020, стр. 185, 186-187.
Александр Богомазов (1880-1930).
Александр Богомазов (1880-1930).
У берега.
Масло/холст. 61*51,5 см.
Больше изображений здесь.

«У берега» (эстимейт 120’000-180’000 GBP) – редкая работа раннего периода Александра Богомазова. Сначала Богомазов искал вдохновение в пост-импрессионизме и символизме – этот период формирования уникального стиля художника как раз запечатлен в выставляемой работе. Позднее Богомазов ориетировался на итальянский футуризм, и только испробовав различные техники – от импрессионизма до абстракции, нашел свой стиль, который описал в трактате «Живопись и Элементы».

Провенанс:

  • Частная коллекция, США.
  • Russian Art, Sotheby's New York, 15 April 2008, лот 59.
  • Приобретена современным собственником.
  • Частная коллекция, Швейцария.
Александр Шевченко (1883-1948).
Александр Шевченко (1883-1948).
Натюрморт с бутылкой вина и подносом.
Подпись – инициалы и дата 1919.
Масло/холст, 84*68 см.
Больше изображений здесь.

«Натюрморт с бутылкой вина и подносом» авангардиста и одного из ведущих русских художников первой четверти 20 века Александра Шевченко (эстимейт 120’000-180’000 GBP) относится к лучшему периоду его творчества. Работы Шевченко отличают четкая структура композиции, стилистически изысканное видение формы и завораживающий сияющий цвет, известный особенными, характерными для Шевченоко, серебристо-серыми тенями.

Провенанс:

  • The Russian Sale, Sotheby's London, 18 ноябрь 1999, лот 270.
Кошляков Валерий Николаевич (р. 1962).
Кошляков Валерий Николаевич (р. 1962).
Дуомо, Флорентийский собор, 2002.
Диптих. Темпера и коллаж со скотчем на гофрированном картоне. 276*212 см (общий размер).
Больше изображений здесь.

Внушительного размера диптих «Дуомо, Флорентийский собор» Кошлякова Валерия (эстимейт 50’000-70’000 GBP) составляет в длину более двух метров и выполнен в необычной технике со скотчем на гофрированном картоне.

Провенанс:

  • ARCO Art Fair, Мадрид, 2003.
  • Приобретено современным собственником на вышеуказанной ярмарке.
  • Частная коллекция, Испания.
Георгий Гурьянов (1961-2013).
Георгий Гурьянов (1961-2013).
Моряк.
Подпись на обороте.
Карандаш и акрил/холст. 194*142 см.
Больше изображений здесь.

Почти два метра в высоту «Моряк» кисти музыканта и художника Георгия Гурьянова (эстимейт 60’000-90’000 GBP).

Борис Григорьев (1886-1939).
Борис Григорьев (1886-1939).
Пейзаж в Бретани.
Подпись.
Масло/холст, 60,5*73,5 см.
Больше изображений здесь.

Лаконичный и яркий «Пейзаж в Бретани» Бориса Григорьева (эстимейт 60’000-90’000 GBP), почти всю жизнь прожившего в эмиграции.

Провенанс:

  • Russian Art, Christie's New York, 18 апреля 2008, лот 74.
  • Приобретено современным собственником.
  • Частная коллекция, Швейцария.

Связаться с аукционным домом MacDougall’s

Фотографии и информация предоставлены аукционным домом MacDougall’s


Все публикации