Советское и пост-советское искусство на летнем аукционе 2021 в Shapiro: Архипенко, Дейнека, Нестерова
31 июля 2021 Shapiro Auctions проведет летний аукцион международного искусства и выставит работы европейских, русских, израильских, вьетнамских, мексиканских, американских художников XIX-XX вв., среди которых будет в значительной мере представлена живопись и скульптура советского и пост-советского периода. Топ-лоты аукциона – «Торс» известного скульптора-кубиста Александра Архипенко, жанровая сцена, написанная во время путешествия в Италию Александром Дейнекой, сюрреалистические «Люди-карты» Натальи Нестеровой, солнечный пейзаж Тивериадского озера Константина Горбатова и несколько других работ.
- Предаукционный показ: 24-30 июля, 10:00 – 18:00 (UTC-4); 31 июля, 9:00 – 10:00 (UTC-4). 566 East Boston Post Road, Mamaroneck, NY 10543
- Аукцион (личное присутствие, либо удаленное участие онлайн, по телефону, письменной форме): 31 июля, с 10:00 (UTC-4). 566 East Boston Post Road, Mamaroneck, NY 10543
Для участия в торгах доступно мобильное приложение Shapiro Auctions для устройств iOS и Android.
Ознакомиться с лотами можно пройдя по ссылке
![]() |
Александр Архипенко (Киев, 1887 – Нью-Йорк,1964). Торс. Холст/масло. 76,2*51,1. Размер с рамой 92*67 см. Подпись внизу слева. Больше изображений здесь. |
Главным лотом на торгах станет «Торс» (эстимейт $125'000 - $175'000) кисти Александра Архипенко, уравновешенный симметричностью проекций по линии локтя модели к груди, животу и бедрам. В типичной для Архипенко манере использования негативного пространства, тень продолжает композиционную симметрию, за счет чего создается впечатление стоящей позади еще одной темной фигуры. Работы Александра Архипенко входят в коллекции ведущих музеев, включая Государственный Эрмитаж.
Провенанс:
- Коллекция Лидии Нидежиной, Нью-Йорк
- Christie's, Нью-Йорк, 7 мая, 1991, лот 95;
- Christie's, Нью-Йорк, 23 февраля, 1999, лот 57;
- Ketterer Kunst, Мюнхен, 20 ноября, 1999, лот 335;
- Christie's, Нью-Йорк, 10 сенября, 2008, лот 117;
- В коллекции современного владельца.
Примечание:
- Состояние хорошее.
- На всей поверхности присутствует видимый невооруженным глазом тонкий кракелюр, в основном в области тени.
- Оборотная сторона обработана воском.
- Обзор в УФ излучении показал следы ретуши менее 5%.
![]() |
Наталья Нестерова (Москва, 1944). Люди-карты. Холст, масло. 1998. 198*147см. Справа внизу монограмма. Подпись, дата и название на обороте. Больше изображений здесь. |
Новаторский стиль Натальи Нестеровой сочетает элементы сюрреализма в работе «Люди-карты» (эстимейт $15’000 - $20’000). Живая гимнастическая пирамида из людей выглядит как карточный домик, а одежда участников больше напоминает спортивную форму, что создает аллегорию жизни в социальном неравенстве, конкуренции, и вместе с тем, сотрудничестве, а главное – ее хрупкости. Наталья Игоревна Нестерова является действительным членом Российской академии художеств, её работы находятся во многих известных музеях мира – Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма и других.
Провенанс:
- Приобретена непосредственно у художника;
- Частная коллекция, Нью-Йорк.
Примечание:
- Картина без рамы в состоянии соответствующем возрасту;
- Небольшие потери по углам и краям полотна;
- Пыль на поверхности;
- Картина не проверялась под УФ.
![]() |
Александр Дейнека (Курск, 1899 – Москва, 1969). Женщина с коляской. Италия, ок. 1935 г. Масло/холст на картоне. Размер с рамой: 81*65 см. Больше изображений здесь. |
Александр Дейнека посетил Италию, Францию и Америку в 1935 г. – в то время он написал несколько известных работ, которые впоследствии вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. «Женщина с коляской, Италия» (эстимейт $40'000 - $60'000) относится к творчеству Дейнеки этого периода, и, как и многие картины художника, наполнена движением и жизнью.
Провенанс:
- Приобретено в 1960-е семьей современного владельца;
- В собственности у итальянской графини.
Примечание:
- В целом хорошее состояние.
- Холст на картоне слегка выгнут.
- Соответствующий времени тонкий кракелюр.
- Небольшая царапина в правом верхнем углу длиной 5 см.
- Потертость от рамы по левому краю. Обзор в УФ излучении показал следы реставрации менее 5%, в основном в правом верхнем углу и ретушь по левому краю.
![]() |
Константин Горбатов (Тольятти, 1876 – Берлин, 1945). Тверия, Тивериадское озеро Масло/холст. 1935. 69,5*86,5 см. Размер с рамой: 76*93 см. Подпись и дата внизу слева. Больше изображений здесь. |
«Тверия, Тивериадское озеро» (эстимейт $40'000 - $60'000) профессора Петербургской Академии художеств Константина Горбатова изображает мечеть на берегу озера в залитый теплым солнечным светом полдень.
Провенанс:
- Sotheby's, Лондон, 10 июня 2009, лот 377;
- Приобретено современным владельцем.
Примечание:
- Состояние хорошее.
- На всей поверхности видимый невооруженным глазом тонкий кракелюр.
- Заметная горизонтальная линия с отсутствием пигмента от трения о подрамник в верхней части.
- Обзор в УФ излучении не показал наличие реставрации.
![]() |
Кирилл Зданевич (Коджори, 1892 – Тбилиси, 1969). Композиция. Акварель/бумага. 42*33 см. Размер с рамой: 55*45 см. Больше изображений здесь. |
Среди выставляемых лотов будет кубофутуристическая «Композиция» Кирилла Зданевича (эстимейт $30'000 - $40'000). Зданевич входил в художественное объединение «Ослиный хвост», основанное Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым в 1912 г., также занимался в мастерской Александра Архипенко.
Провенанс:
- Приобретено семьей современного владельца у художника.
Примечание:
- Состояние хорошее.
- Небольшая трещина по верхнему левому краю, в левом нижнем углу и в верхней правой части по центру длиной 5 см.
- Осмотр в УФ излучении не проводился.
![]() |
Семен Файбисович (р. 1949, Москва). Он и она. Масло/смешанная техника/холст. 2007 г. 145*145 см. Размер с рамой: 153*153 см. Дата внизу справа. На обороте подпись, дата, название и надпись. Больше изображений здесь. |
«Он и она» (эстимейт $30'000 - $40'000) – масштабная работа фотореалиста Семена Файбисовича, выполненная в смешанной технике. Изобразив обычную сцену из жизни – поездку на общественном транспорте – Файбисович ведет целое повествование об отношениях мужчины и женщины.
Провенанс:
- Приобретено напрямую у художника современным владельцем;
- Частная коллекция, Нью-Йорк.
Примечание:
- В целом в очень хорошем состоянии;
- Не была осмотрена в УФ излучении.
![]() |
Леонид Пурыгин (Наро-Фоминск, 1951 – Москва, 1995). Триптих. Центральная панель: масло на холсте, другие: масло на панели. Размеры в открытом виде: 152*121 см. В закрытом виде: 152*60 см. Внизу справа инициалы, номер 1987282 и надпись на русском языке. Больше изображений здесь. |
«Триптих» (эстимейт $30’000 - $40’000) художника-примитивиста Леонида Пурыгина выполнен в формате, напоминающем настоящий триптих, и представляет фантасмагорический мир ар брют, который Пурыгин неоднократно воссоздает в своих работах.
Провенанс:
- Приобретена нынешним владельцем в 1998 году через Виталия Пацюкова, известного искусствоведа и куратора современного искусства.
Примечание:
- Состояние картины соответствует возрасту;
- Общая запыленность всей поверхности, потертости;
- На треугольной панели виден очень тонкий и устойчивый кракелюр;
- Осмотр под УФ признаков реставрации не показал.
![]() |
Адальберт Эрдели (Австро-Венгрия, 1891 – Ужгород, СССР, 1955) Базилика в Ужгороде. Холст, масло. 1933. 63*59 см. В раме: 65*69 см. Подпись справа внизу. Больше изображений здесь. |
«Базилика в Ужгороде» (эстимейт $15’000 - $20’000) принадлежит кисти Адальберта Эрдели – одного из самых сильных украинских художников первой половины ХХ века. В 1915 г. Эрдели окончил Венгерскую королевскую школу рисования в Будапеште (Hungarian Royal Drawing School). Долгое время жил и работал в Мюнхене, Риме, Праге, Париже, участвовал в выставках вместе с Анри Матиссом, Андре Дереном, Пьером Боннаром.
Примечание:
- Картина в раме, состояние хорошее;
- Полотно немного покоробилось по углам, видимая горизонтальная линия по верхнему краю из-за рамки;
- Осмотр под УФ не показывает признаков восстановления.
![]() |
Олег Целков (Москва, 1934 – Париж, 2021). Портрет Владимира Карцева. Холст, масло, дерево. 1971. 55*39 см. Подпись, дата и название на обороте. Больше изображений здесь. |
«Портрет Владимира Карцева» (эстимейт $15’000 - $20’000) знаменитого нонконформиста Олега Николаевича Целкова был написан в советский период творчества еще до того, как в 1977 году он эмигрировал во Францию. Редкость работы обусловлена нетипичной манерой исполнения.
Провенанс:
- Приобретено непосредственно у художника;
- Macdougall's, Лондон, 2 декабря 2010 г., лот 508;
- Частная коллекция, Нью-Йорк.
Литература:
- Похожие работы есть в Roger Pierre Turine, Oleg Tselkov, Moscow, Bonfi 2002
Примечание:
- Олег Целков подтвердил подлинность данной работы;
- Картина находится в состоянии соответствующему возрасту;
- Кракелюр, соответствующий возрасту картины;
- УФ излучение показывает слой лака и флуоресценцию кракелюра.
![]() |
Борис Орлов (Россия, 1941). Имперский Тотем. Эмаль на алюминии. 1990. Высота: 77 см., основание 29*29 см. Больше изображений здесь. |
Скульптура «Имперский Тотем» (эстимейт $8,000 - $12,000) Бориса Орлова, одного из ярких представителей искусства советского андеграунда – это ирония над идеологическими штампами советского времени, которые активно внедрялись в массовое сознание. Работы Орлова хранятся в ведущих музеях по всему миру – Государственной Третьяковской галерее, Музее Соломона Гуггенхайма, Мартин-Гропиус-Бау и других.
Примечание:
- На поверхности видна пыль, небольшие царапины видны по центру слева на задней стороне и на основании скульптуры;
- Скульптура находится в хорошем состоянии, без видимых невооруженным глазом проблем.
Связаться с аукционным домом Shapiro Auctions
Фотографии и информация предоставлены аукционным домом Shapiro Auctions