Shapiro Auctions
English Russian
English Russian

Советское и пост-советское искусство на летнем аукционе 2021 в Shapiro: Архипенко, Дейнека, Нестерова


31 июля 2021 Shapiro Auctions проведет летний аукцион международного искусства и выставит работы европейских, русских, израильских, вьетнамских, мексиканских, американских художников XIX-XX вв., среди которых будет в значительной мере представлена живопись и скульптура советского и пост-советского периода. Топ-лоты аукциона – «Торс» известного скульптора-кубиста Александра Архипенко, жанровая сцена, написанная во время путешествия в Италию Александром Дейнекой, сюрреалистические «Люди-карты» Натальи Нестеровой, солнечный пейзаж Тивериадского озера Константина Горбатова и несколько других работ.

Для участия в торгах доступно мобильное приложение Shapiro Auctions для устройств iOS и Android.

Ознакомиться с лотами можно пройдя по ссылке

Александр Архипенко
Александр Архипенко (Киев, 1887 – Нью-Йорк,1964).
Торс.
Холст/масло. 76,2*51,1. Размер с рамой 92*67 см.
Подпись внизу слева.
Больше изображений здесь.

Главным лотом на торгах станет «Торс» (эстимейт $125'000 - $175'000) кисти Александра Архипенко, уравновешенный симметричностью проекций по линии локтя модели к груди, животу и бедрам. В типичной для Архипенко манере использования негативного пространства, тень продолжает композиционную симметрию, за счет чего создается впечатление стоящей позади еще одной темной фигуры. Работы Александра Архипенко входят в коллекции ведущих музеев, включая Государственный Эрмитаж.

Провенанс:

  • Коллекция Лидии Нидежиной, Нью-Йорк
  • Christie's, Нью-Йорк, 7 мая, 1991, лот 95;
  • Christie's, Нью-Йорк, 23 февраля, 1999, лот 57;
  • Ketterer Kunst, Мюнхен, 20 ноября, 1999, лот 335;
  • Christie's, Нью-Йорк, 10 сенября, 2008, лот 117;
  • В коллекции современного владельца.

Примечание:

  • Состояние хорошее.
  • На всей поверхности присутствует видимый невооруженным глазом тонкий кракелюр, в основном в области тени.
  • Оборотная сторона обработана воском.
  • Обзор в УФ излучении показал следы ретуши менее 5%.
Наталья Нестерова
Наталья Нестерова (Москва, 1944).
Люди-карты.
Холст, масло. 1998. 198*147см.
Справа внизу монограмма. Подпись, дата и название на обороте.
Больше изображений здесь.

Новаторский стиль Натальи Нестеровой сочетает элементы сюрреализма в работе «Люди-карты» (эстимейт $15’000 - $20’000). Живая гимнастическая пирамида из людей выглядит как карточный домик, а одежда участников больше напоминает спортивную форму, что создает аллегорию жизни в социальном неравенстве, конкуренции, и вместе с тем, сотрудничестве, а главное – ее хрупкости. Наталья Игоревна Нестерова является действительным членом Российской академии художеств, её работы находятся во многих известных музеях мира – Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма и других.

Провенанс:

  • Приобретена непосредственно у художника;
  • Частная коллекция, Нью-Йорк.

Примечание:

  • Картина без рамы в состоянии соответствующем возрасту;
  • Небольшие потери по углам и краям полотна;
  • Пыль на поверхности;
  • Картина не проверялась под УФ.
Александр Дейнека
Александр Дейнека (Курск, 1899 – Москва, 1969).
Женщина с коляской.
Италия, ок. 1935 г. Масло/холст на картоне.
Размер с рамой: 81*65 см.
Больше изображений здесь.

Александр Дейнека посетил Италию, Францию и Америку в 1935 г. – в то время он написал несколько известных работ, которые впоследствии вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. «Женщина с коляской, Италия» (эстимейт $40'000 - $60'000) относится к творчеству Дейнеки этого периода, и, как и многие картины художника, наполнена движением и жизнью.

Провенанс:

  • Приобретено в 1960-е семьей современного владельца;
  • В собственности у итальянской графини.

Примечание:

  • В целом хорошее состояние.
  • Холст на картоне слегка выгнут.
  • Соответствующий времени тонкий кракелюр.
  • Небольшая царапина в правом верхнем углу длиной 5 см.
  • Потертость от рамы по левому краю. Обзор в УФ излучении показал следы реставрации менее 5%, в основном в правом верхнем углу и ретушь по левому краю.
Константин Горбатов
Константин Горбатов (Тольятти, 1876 – Берлин, 1945).
Тверия, Тивериадское озеро
Масло/холст. 1935. 69,5*86,5 см. Размер с рамой: 76*93 см.
Подпись и дата внизу слева.
Больше изображений здесь.

«Тверия, Тивериадское озеро» (эстимейт $40'000 - $60'000) профессора Петербургской Академии художеств Константина Горбатова изображает мечеть на берегу озера в залитый теплым солнечным светом полдень.

Провенанс:

  • Sotheby's, Лондон, 10 июня 2009, лот 377;
  • Приобретено современным владельцем.

Примечание:

  • Состояние хорошее.
  • На всей поверхности видимый невооруженным глазом тонкий кракелюр.
  • Заметная горизонтальная линия с отсутствием пигмента от трения о подрамник в верхней части.
  • Обзор в УФ излучении не показал наличие реставрации.
Кирилл Зданевич
Кирилл Зданевич (Коджори, 1892 – Тбилиси, 1969).
Композиция.
Акварель/бумага. 42*33 см. Размер с рамой: 55*45 см.
Больше изображений здесь.

Среди выставляемых лотов будет кубофутуристическая «Композиция» Кирилла Зданевича (эстимейт $30'000 - $40'000). Зданевич входил в художественное объединение «Ослиный хвост», основанное Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым в 1912 г., также занимался в мастерской Александра Архипенко.

Провенанс:

  • Приобретено семьей современного владельца у художника.

Примечание:

  • Состояние хорошее.
  • Небольшая трещина по верхнему левому краю, в левом нижнем углу и в верхней правой части по центру длиной 5 см.
  • Осмотр в УФ излучении не проводился.
Семен Файбисович
Семен Файбисович (р. 1949, Москва).
Он и она.
Масло/смешанная техника/холст. 2007 г. 145*145 см. Размер с рамой: 153*153 см.
Дата внизу справа. На обороте подпись, дата, название и надпись.
Больше изображений здесь.

«Он и она» (эстимейт $30'000 - $40'000) – масштабная работа фотореалиста Семена Файбисовича, выполненная в смешанной технике. Изобразив обычную сцену из жизни – поездку на общественном транспорте – Файбисович ведет целое повествование об отношениях мужчины и женщины.

Провенанс:

  • Приобретено напрямую у художника современным владельцем;
  • Частная коллекция, Нью-Йорк.

Примечание:

  • В целом в очень хорошем состоянии;
  • Не была осмотрена в УФ излучении.
Леонид Пурыгин
Леонид Пурыгин (Наро-Фоминск, 1951 – Москва, 1995).
Триптих.
Центральная панель: масло на холсте, другие: масло на панели.
Размеры в открытом виде: 152*121 см. В закрытом виде: 152*60 см.
Внизу справа инициалы, номер 1987282 и надпись на русском языке.
Больше изображений здесь.

«Триптих» (эстимейт $30’000 - $40’000) художника-примитивиста Леонида Пурыгина выполнен в формате, напоминающем настоящий триптих, и представляет фантасмагорический мир ар брют, который Пурыгин неоднократно воссоздает в своих работах.

Провенанс:

  • Приобретена нынешним владельцем в 1998 году через Виталия Пацюкова, известного искусствоведа и куратора современного искусства.

Примечание:

  • Состояние картины соответствует возрасту;
  • Общая запыленность всей поверхности, потертости;
  • На треугольной панели виден очень тонкий и устойчивый кракелюр;
  • Осмотр под УФ признаков реставрации не показал.
Адальберт Эрдели
Адальберт Эрдели (Австро-Венгрия, 1891 – Ужгород, СССР, 1955)
Базилика в Ужгороде.
Холст, масло. 1933. 63*59 см. В раме: 65*69 см.
Подпись справа внизу.
Больше изображений здесь.

«Базилика в Ужгороде» (эстимейт $15’000 - $20’000) принадлежит кисти Адальберта Эрдели – одного из самых сильных украинских художников первой половины ХХ века. В 1915 г. Эрдели окончил Венгерскую королевскую школу рисования в Будапеште (Hungarian Royal Drawing School). Долгое время жил и работал в Мюнхене, Риме, Праге, Париже, участвовал в выставках вместе с Анри Матиссом, Андре Дереном, Пьером Боннаром.

Примечание:

  • Картина в раме, состояние хорошее;
  • Полотно немного покоробилось по углам, видимая горизонтальная линия по верхнему краю из-за рамки;
  • Осмотр под УФ не показывает признаков восстановления.
Олег Целков
Олег Целков (Москва, 1934 – Париж, 2021).
Портрет Владимира Карцева.
Холст, масло, дерево. 1971. 55*39 см.
Подпись, дата и название на обороте.
Больше изображений здесь.

«Портрет Владимира Карцева» (эстимейт $15’000 - $20’000) знаменитого нонконформиста Олега Николаевича Целкова был написан в советский период творчества еще до того, как в 1977 году он эмигрировал во Францию. Редкость работы обусловлена нетипичной манерой исполнения.

Провенанс:

  • Приобретено непосредственно у художника;
  • Macdougall's, Лондон, 2 декабря 2010 г., лот 508;
  • Частная коллекция, Нью-Йорк.

Литература:

  • Похожие работы есть в Roger Pierre Turine, Oleg Tselkov, Moscow, Bonfi 2002

Примечание:

  • Олег Целков подтвердил подлинность данной работы;
  • Картина находится в состоянии соответствующему возрасту;
  • Кракелюр, соответствующий возрасту картины;
  • УФ излучение показывает слой лака и флуоресценцию кракелюра.
Борис Орлов
Борис Орлов (Россия, 1941).
Имперский Тотем.
Эмаль на алюминии. 1990.
Высота: 77 см., основание 29*29 см.
Больше изображений здесь.

Скульптура «Имперский Тотем» (эстимейт $8,000 - $12,000) Бориса Орлова, одного из ярких представителей искусства советского андеграунда – это ирония над идеологическими штампами советского времени, которые активно внедрялись в массовое сознание. Работы Орлова хранятся в ведущих музеях по всему миру – Государственной Третьяковской галерее, Музее Соломона Гуггенхайма, Мартин-Гропиус-Бау и других.

Примечание:

  • На поверхности видна пыль, небольшие царапины видны по центру слева на задней стороне и на основании скульптуры;
  • Скульптура находится в хорошем состоянии, без видимых невооруженным глазом проблем.

Связаться с аукционным домом Shapiro Auctions

Фотографии и информация предоставлены аукционным домом Shapiro Auctions


Все публикации